Парусная яхта приходит в движение благодаря силе ветра, так что задача яхтсмена — научиться правильно управлять парусами, чтобы использовать эту силу. Для этого нужно разбираться, как настроить паруса, какие бывают курсы относительно ветра и как можно выполнять повороты.
Почему парусная яхта не переворачивается
Поразительно, но современная парусная яхта способна перемещаться под любым углом к ветру. Исключение — «мертвая зона», примерно 45 градусов относительно ветра. Это положение еще называют «левентик». Рулевой обычно целенаправленно ставит яхту в положение «левентик», когда важно, чтобы ветер не мешал при постановке или уборке парусов.
Еще один важный момент для тех, кто переживает, что парусная яхта при неблагополучных обстоятельствах может перевернуться вверх дном. Кому-то яхта, идущая под сильным креном, вообще не внушает доверия и вызывает панику. Спокойно. Помните, что ко дну парусной лодки прикреплен фальшкиль с тяжелой бульбой. Весит такая конструкция по несколько тонн, что часто составляет половину от веса всей парусной яхты целиком. Именно благодаря этой бульбе, действующей как противовес, яхта даже при сильном крене не переворачивается. В исключительных случаях при очень сильном шторме или брочинге, лодка может перевернуться, но потом она все равно вернется в исходную позицию, мачтой наверх. Такой принцип напоминает детскую игрушку-неваляшку. И в этом преимущество однокорпусной парусной яхты по сравнению с моторными яхтами и катамаранами.
Морские термины
Очень важно, особенно в гонках, чтобы рулевой и матросы понимали друг друга, говорили на одном языке. Напомним основные термины, которые используются при работе с парусами.
Диаметральная плоскость яхты (ДП) — это невидимая линия, которая делит лодку от носа до кормы пополам. Относительно нее определяется направление ветра.
Галс — это расстояние, которое проходит яхта по прямой линии, без поворотов. Если ветер дует в левый борт, то такое движение называют левым галсом, а если в правый борт — правым.
Наветренный (борт, сторона) — обращенный ближе к ветру. Подветренный — тот, что дальше от ветра.
«Подыматься» — идти туда, откуда дует ветер. «Спускаться» — двигаться по направлению подветренной стороны.
Лавировка — зигзагообразное движение яхты то правым, то левым галсом, при котором выполняются повороты.
Такелаж — все снасти и вооружение яхты. «Стоячий» — тот, что устанавливается один раз и неподвижен. К «бегучему» относятся те снасти, которые при необходимости приводятся в движение, в том числе для постановки парусов.
Шкаторина — один из краев паруса.
«Колдунчики» — тонкие ленты на парусе, помогающие определять поток и направление ветра.
Пузо — выпуклость паруса, которая может быть разной по размеру (глубине) и по расположению.
Твист — глубина и положение «пуза» паруса.
Топенант — снасть бегучего такелажа, которая помогает удерживать реи, гик и прочие части в нужном положении.
Топ — верхушка мачты.
Приводиться — направлять нос яхты по направлению к ветру.
Уваливаться — уводить нос яхты от ветра.
Выбирать — тянуть веревку на себя, тем самым натягивая ее.
Травить — отпускать веревку, таким образом ослабляя натяжение.
Рифление — уменьшение площади паруса.
Основные паруса на яхте
На стандартной парусной яхте есть два главных паруса: грот и стаксель. Именно они используются в первую очередь, чтобы яхта пришла в движение.
Грот — это парус, который крепится к мачте и к гику, горизонтальной перекладине, необходимой для натяжения этого паруса и для настройки под определенным углом.
Грот бывает двух видов: классический и на закрутке. Классический грот хранится в специальном чехле, прикрепленном к гику, что защищает парус от солнца и воды. Его еще называют «ленивым мешком» (lazy jack). При поднятии парус поднимается наверх с помощью грота-фала. Обычно у такого грота есть латы. Это специальные плоские длинные пластины, похожие на линейки, которые могут равномерно вставляться горизонтально или вертикально по всей площади паруса. Это позволяет лучше удерживать форму грота, а значит, уверенно идти даже при слабом ветре. Есть варианты классических гротов, которые раскладываются по гику с одной и с другой стороны, а потом покрываются чехлом. Убирать такой грот сложнее, особенно при большой площади паруса. Для такой задачи может потребоваться несколько матросов.
На чартерных и частных яхтах часто используют упрощенную систему — грот на закрутке. С помощью специального механизма грот легко раскручивается и закручивается в мачту вдоль гика. Опытные яхтсмены считают такое устройство менее надежным и далеким от настоящего парусного спорта. При такой системе более тонкая настройка грота недоступна, он менее аэродинамичен.
Стаксель — это еще один треугольный парус, который расположен впереди и занимает площадь между мачтой и леерами. Он достаточно прост в управлении. Стаксель закручивается на трос, соединяющий под углом нос яхты с верхушкой мачту. Он называется штаг. Этот парус можно нести на левом или правом борту, в зависимости от направления ветра.
Еще одна разновидность переднего паруса — генуя или генуэзский стаксель. По площади он более внушительного размера, чем обычный, поэтому заходит за мачту. В зависимости от того, насколько процентов парус заходит за мачту, говорят «генуя 120%», «генуя 160%».
Разберемся, как управлять парусами.
Инструменты для настройки грота
Для того чтобы регулировать грот во время движения яхты, требуется несколько инструментов.
- Грота-шкот
Эта веревка позволяет настраивать парус по нижней шкаторине, делая его более плоским или «пузатым». Если грота-шкот потравить, то его нижняя часть станет более свободной, а если набить, то парус будет более плоским. - Гика-шкот и каретка гика-шкота
С помощью этой конструкции можно регулировать угол гика, чтобы «открыть» или «закрыть» парус. - Оттяжка гика
Эта часть такелажа отвечает за положение гика по вертикали, чтобы он не задирался наверх. Если оттяжка гика отрегулирована правильно, то когда вы будете травить шкот, парус будет одновременно заполаскиваться по всей высоте возле передней шкаторины. - Грота-фал и ахтерштаг
Ахтерштаг — снасть стоячего такелажа, которая тянется от кормы до топа мачты. В сочетании с грота-фалом помогает отрегулировать «пузо». Чем сильнее натянут фал, тем больше «пузо» сдвигается вперёд.
Настройка грота
Грот влияет на общий рулевой баланс. Чем лучше настроен этот парус, тем проще рулевому управлять яхтой.
С самого начало нужно правильно подготовиться к постановке грота:
- Привести яхту в положение левентик, чтобы ветер не мешал процессу.
- Распределить роли между матросами.
- Освободить гик и перевести погон гика-шкота в удобную позицию.
- Снять чехол или развязать мешок.
- Проверить фал: он должен быть прикреплен к углу грота.
- Потравить топинант гика.
Есть несколько составляющих установки и настройки грота:
- Для начала нужно поднять грот до топа мачты с помощью грота-фала и лебедки пока передняя шкаторина не выровняется.
- С помощью гика-шкота и оттяжки гика настраивается подходящий твист.
- Затем важно отрегулировать «пузо» паруса в верхней части — регулируя изгиб мачты при помощи ахтерштага, в нижней — используя грота-шкот.
- «Пузо» паруса можно сместить, натягивая или отпуская грота-фал, а также используя оттяжку Каннингхэма.
- Для более тонкой настройки баланса руля, нужно передвинуть каретку-гика-шкота в подходящее положение.
Ориентироваться лучше по задней шкаторине и набивать шкот до тех пор, пока верхняя лата грота не примет параллельное положение относительно гика.
Чем больше выбран грота-шкот, тем более плоским будет парус.
На полных курсах и при слабом ветре нижняя шкаторина должна быть свободной, чтобы парус «дышал», давай яхте развивать ход. Чем больше изношены паруса, тем сильнее нужно набивать фал, чтобы «пузо» не смещалось назад.
Убирается грот в обратном порядке. Очень важно действовать быстро при уборке грота, спуская его вниз энергичными движениями руками. Это снижает риск повредить грот на сильном ветру.
Установка и настройка стакселя
Чтобы развернуть стаксель, работают со стаксель-шкотами, проведенными через лебедку, расположенными на правом и левом борту. Они привязаны к одному из углов паруса. В зависимости от силы ветра, можно вытащить стаксель полностью или частично. Чем сильнее ветер, тем меньше должна быть площадь паруса. Если ветер дует с правой стороны, стаксель ставится на левый борт, если с левой, то на противоположный.
Перед работой со стакселем важно убедиться, что все шкоты разобраны, стопор закрутки открыт, что позволяет и травить, и выбирать веревку. После требуется выполнить всего две команды: выбрать один из стаксель-шкотов и потравить закрутку стакселя.
Какие еще бывают паруса
Помимо грота и стакселя есть еще дополнительные паруса: геннакер и спинакер. Обычно эти пузатые разноцветные паруса можно увидеть на регатах. Шьют их из тонкого легкого материала, какой используется для парашютного спорта, поэтому эти паруса более уязвимы, но зато более чувствительны к ветру. Геннакер или спинакер используют при слабом ветре. Смотрятся эти паруса очень эффектно за счет впечатляющей площади и более разнообразных расцветок. Уборка и постановка дополнительных парусов требует определенного опыта и от рулевого, и от экипажа.
Спинакер подходит для яхтсменов-гонщиков, кто готов к нагрузкам и испытаниям. Механизм установки спинакера включает в себя не только дополнительные веревки, но и тяжелый спинакер-гик. Для его установки требуется как минимум двое физически сильных матроса. Спинакер также отличается от геннакера своей симметричной формой и большей площадью.
При чартере яхты геннакер обычно не входит в стоимость, но на некоторых лодках его можно заказать за дополнительную плату.
Как управлять яхтой с парусом
Самое важное для начинающего яхтсмена — понимать, откуда дует ветер и в зависимости от этого изменять положение яхты, настраивать паруса. Направление ветра можно определить по флюгеру на топе мачты. Для удобства также прикрепляют к вантам тонкие ленты. Более опытные яхтсмены внимательно следят за любые изменениями вокруг и на суше, и на море. Рябь на воде, легкое дуновение ветра, облака, поведение птиц — все это становится источником информации.
Главное, о чем нужно помнить, — парусная яхта не может ходить прямо против ветра. Есть «мертвая» зона, куда, в буквально смысле, нос лодки лучше не совать. Называется она левентик. Определить эту зону просто. От воображаемой линии ветра нужно отложить углы по 45 градусов, этот сектор и будет территорией, где яхта просто потеряет ход. По «колдунчикам» легко определить приближение к «опасной» зоне, так как они начинают хаотично трепыхать, скорость падает. В такие моменты рулевого нужно плавно увалиться или наоборот привести яхту к ветру.
Для того чтобы идти под парусом строго против ветра, существует лавировка. В этом случае парусная яхта перемещается зигзагами: то правым, по левым галсом.
Курсы относительно ветра
Направление ветра по-разному влияет на движение парусной яхты. Есть такое понятие как курс. Это угол между ДП яхты и условной линией направления ветра, который измеряется в градусах. Чем острее дует ветер, тем ближе к ДП должны быть прижаты паруса, а такелаж настраивается каждый раз, исходя из конкретной ситуации.
Существует несколько курсов:
Фордевинд — попутный курс, когда ветер дует прямо в корму. Яхта в этом случае движется довольно медленно, так что желать современным яхтсменам «попутного ветра» не совсем правильно.
Бакштаг — курс при попутном ветре, который дует под углом со стороны кормы.
Галфвинд — курс, когда ветер дует под прямым углом, 90 градусов. В этом положении яхта тоже может идти довольно быстро, так как ветер попадает на большую часть парусов.
Бейдевинд — единственный курс, когда яхта может идти против ветра, который дует навстречу под углом от 45 до 70 градусов. Чем острее угол атаки парусов, тем быстрее идет яхта. Именно на курсе бейдевинд парусная яхта может ярче всего проявить свои ходовые качества, и со стороны это выглядит очень эффектно.
В то же время, это один из самых опасных курсов, так как встречный ветер не только заставляет лодку дрейфовать, но и вызывает крен, который нужно компенсировать с помощью экипажа. Для этого матросы садятся на левый или правый борт, а рулевой максимально концентрируется на управлении лодкой.
Бейдевинд — это острый курс, а все остальные называются полными.
Как изменить движение и остановить яхту
Недостаточно один раз настроить паруса на яхте, чтобы успешно на ней передвигаться. Меняется направление ветра, погодные условия, поэтому приходится менять курс и совершать повороты. Для этого нужно правильно управлять парусами и лодкой. На гонках интересно наблюдать безукоризненную работу профессиональных экипажей, когда любой маневр совершается четко, без суеты и лишних слов. Так происходит, когда каждый член экипажа знает, что делать.
Поворот оверштаг
Оверштаг — один из самых популярных маневров, который позволяет во время лавировки менять галс, за счет чего яхту получается направить в нужную сторону. Во время этого действия стаксель переносится с одного борта на другой, а точнее, при удачном раскладе перелетает сам.
Одно из главных условий, чтобы поворот оверштаг произошел удачно — достаточная скорость яхты. Дело в том, что во время поворота лодка должна пересечь линию встречного ветра, но в этот момент паруса не работают, а значит, яхта будет двигаться только за счет инерции.
Важно четко соблюдать последовательность действий.
- Рулевой разгоняет лодку. Если ветер слабый, то приходится чуть увалиться.
- После команды рулевого «готовимся к повороту» экипаж занимает свои рабочие позиции. Шкотовые проверяют, что стаксель-шкоту ничего не мешает и его легко можно снять с утки, стопоры открыты, веревки не запутаны.
- По команде «Поворот» рулевой плавно крутит штурвал в сторону ветра, примерно на 30-35 градусов.
- Как только стаксель начинает заполаскивать, один матрос отдает шкот, а другой подбирает его с другого борта.
- В это время, если нужно, экипаж на палубе перемещается с одного борта на другой, чтобы сбалансировать положение яхты.
Имейте в виду, если сбрасывать стаксель-шкоты слишком быстро, лодка будет терять скорость, что во время гонки всегда критично. Если выкрутить штурвал чересчур сильно, то крен увеличится, а курс отклонится от желаемого.
Поворот фордевинд
Во время маневра фордевинд парусная яхта совершает поворот, пересекая линию ветра кормой. Важно, чтобы вокруг было больше пространства для движения, так как лодку забрасывает сильнее, а скорость может быть выше. Если ветер слишком сильный, лучше убрать грот. Контролировать яхту при фордевинде сложнее, поэтому стараются использовать этот маневр только при необходимости. Проще и быстрее сделать несколько поворотов оверштаг.
По команде рулевой отводит нос яхты от ветра, параллельно один из матросов травит грота-шкот. Гик с гротом должны занять положение диаметральной плоскости яхты. Когда лодка доходит до положения бакштаг, штурвал еще больше направляется под ветер, и в этот момент важно очень быстро выбрать грота-шкот, тогда получится сделать поворот без резких движений и заполаскивания паруса. После травят стаксель шкот, чтобы настроить паруса до нужного положения и дать ход яхте.
Дрейф
Как многие уже знают, на парусной яхте нет тормозов, как на автомобиле. Скорость движения регулируется с помощью заднего или переднего хода, а также уменьшения или увеличения площади парусов.
Но возникают ситуации, когда нужно быстро остановить лодку. Например, вы приближаетесь к какому-то опасному объекту или вынуждены переждать шквал в открытом море. Что же делать? Можно положить яхту в дрейф. В таком положении она будет продолжать двигаться, но очень медленно.
Перед дрейфом яхту кладут на курс чуть круче галфвинда, это называется «идти в полветра». Пока рулевой плавно направляет нос лодки к ветру, матросы выбирают оба шкота втугую. Без задействования шкотов происходит поворот оверштаг, стаксель обезветривается, что приводит к замедлению хода. Штурвал при этом нужно перевести в ДП и зафиксировать.
Через какое-то время лодка примет нужное положение, ее скорость будет незначительна. Имейте в виду, что в дрейфе яхта постепенно спускается в подветренную сторону, также ее может сносить течениями.
Управляем парусами на яхте с румпелем
Часто на небольших спортивных лодках вместо штурвала есть румпель. Считается, что с помощью него можно лучше управлять судном, так как рука рулевого лучше чувствует каждое движение.
Обычно у румпеля есть удлинитель, что позволяет управлять лодкой, расположившись подальше. Главное, чтобы вокруг было достаточно пространства для маневров с удлинителем. Во время поворотов удлинитель нужно перекладывать с одного борта на другой, что требует дополнительного времени и сил. Многие спортсмены отрабатывают этой действия даже на берегу. Для этого достаточно трех сидений в роли бортов и кормы, закрепленного румпеля c удлинителем и веревки, изображающей гика-шкот.
Обычно у спортивных яхт с румпелем может отсутствовать киль. Для этого есть шверт, выдвижной плавник, необходимый для балласта, чтобы яхту не сносило под ветер.
Рекомендации для эффективного управления парусами
Настройка парусов — это целое искусство, при котором нужно учитывать не только откуда дует ветер, но и с какой силой. Каждая ситуация требует определенных действий, и это приходит с морской практикой.
- Например, в слабый ветер при скорости до 10 узлов лучше максимально раскрывать паруса, чтобы они выглядели «пузатыми».
- Если ветер задувает до 17 узлов, нужно корректировать профили парусов, делать их «плотнее». При сильном крене стоит зарифить грот.
- Важно вовремя рифить паруса, если ожидается усиление ветра. Сделать это заранее, до прихода шквала, будет гораздо проще.
- Не допускайте, чтобы паруса «хлопали» на ветру, от этого они быстрее приходят в негодность, а такие тонкие паруса, как геннакер или спинакер, могут даже порваться.
- Работать на лебедках лучше в перчатках. Ни в коем случае не пытайтесь удерживать шкоты голыми руками, без лебедки, и не подставляйте пальцы, когда закладываете шлаги на лебедку.
- Закладывайте шкот на лебедку только по часовой стрелке, причем минимум должно быть 2-3 шлага (оборота веревки). Чем больше нагрузка на шкот, тем больше требуется шлагов.
- Следите за «колдунчиками». Они должны развеваться по потоку ветра. Если этого не происходит, значит, паруса работают недостаточно эффективно.
- Чем больше крениться яхта, тем меньше ветер помогает ей развить скорость, а значит, нужно компенсировать эту силу с помощью матросов с одного или другого борта.
Искусству управления парусами можно учиться почти всю жизнь, попадая в разные ситуации. Участие в обучающих практиках и регатах позволяет узнать и научиться большему у более опытных яхтсменов.