В начале 20 века огромные коммерческие парусные корабли стали уходить в прошлое. На смену им пришли суда, оснащенные паровыми двигателями. Но «Винджаммеры», «выжиматели ветра», все еще бороздят морские и океанские просторы, хотя некоторым из них больше ста лет.
1. «Седов»
Четырехмачтовый барк - самое крупное на земле учебное парусное судно. Порт приписки - Калининград.
Парусник был спроектирован в Германии по заказу бременского судовладельца. При создании носил имя «Магдалена Виннен II», в честь дочери заказчика. Парусник перевозил грузы между портами Европы, Южной Америки и Океании, позже эксплуатировался как учебное судно.
Во время ВОВ парусник числился во флоте нацистской Германии, доставлял военные грузы. Во время репарации был передан СССР и переименован в честь исследователя-полярника Георгия Седова.
В наши дни на «Седове» учат будущих капитанов, штурманов, механиков, радистов. С 1966 по 2016 гг. корабль совершил около ста учебных рейсов. В разные годы парусник занимал в международной парусной регате The Cutty Sark Tall Ships' Races (сейчас - Tall Ships' Races) 3, 2, и 1 места. Однажды установил мировой рекорд скорости в Средиземном море среди парусников своего класса - 12,6 узла или 23,34 км/ч.
«Седов» можно встретить на кадрах кинофильмов "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» и "Трагедия «Памира».
2. «Крузенштерн»
Легендарное российское учебное парусное судно. Четырехмачтовый барк, построен в 1926 г. в Бремене, Германия. При спуске получило имя «Падуя».
Парусник также был передан СССР после ВОВ, где ему дали новое название в честь знаменитого русского мореплавателя, адмирала И.Ф. Крузенштерна. Порт приписки — Калининград.
Парусное судно совершило два кругосветных плавания, трансатлантическую экспедицию, неоднократно становилось победителем и призером международных парусных регат и гонок. За кормой "Крузенштерна" почти 1,5 миллиона морских миль.
Любой желающий может присоединиться к одной из учебных программ, совершить путешествие во времени и оказаться в 19 веке, когда такие парусники выходили из каждого порта. Тысячи курсантов уже прошли практику на паруснике.
3. «Паллада»
Трехмачтовый фрегат, учебное судно Дальневосточного государственного рыбохозяйственного университета. Парусник изготовлен в Гданьске, Польша. Используется в учебных и научно-исследовательских целях. Порт приписки - Владивосток.
Парусное судно названо в честь легендарного фрегата "Паллада" русского военно-морского флота, на котором в 1852-1855 гг. выполнил дипломатическую миссию в Японию адмирал Путятин.
Первую «Палладу» построили по личному указанию императора Николая I для членов императорской семьи. Еще до закладки парусному судну дали имя в честь мудрой древнегреческой богини, покровительницы искусств и войны. Первым капитаном парусника стал знаменитый адмирал П.С. Нахимов.
4. Royal Clipper/«Ройял Клиппер»
Пятимачтовый круизный парусный корабль шведской компании Star Clippers Ltd. Построено в 1999-2000 гг. в Гданьске, Польша, по образцу немецкого парусника «Preussen» («Пруссия»), который считался самым быстрым в мире.
На сегодня это самый большой и единственный в мире пятимачтовый парусник с прямым парусным вооружением. Порт приписки - Мальта. Парусный флагман летом традиционно базируется в Средиземном море, зимой - в Карибском регионе.
Автором проекта стал шведский предприниматель Микаэль Крафт — владелец небольшого флота круизных судов. С юных лет он мечтал о королевском паруснике и создал «Royal Clipper», используя бесхозное судно, от которого польская верфь мечтала избавиться.
5. USS Constitution/«Конституция»
Фрегат Военно-морских сил США, корабль-музей, включен в список главных достопримечательностей страны. Самое старое парусное судно в мире, из тех, что еще на плаву.
Построен в 1794-1797 гг. в Бостоне, штат Массачусетс. Порт приписки - Бостон.
Прозвище «Old Ironsides» («Железный Старик») судно получило после того, как во время Англо-американской войны 1812—1814 гг. ядра британского корабля «HMS Guerriere» не смогли пробить его борт, сделанный из виргинского дуба.
Последний на сегодня выход в море парусника был в 2014 году, с 2015 года находится в сухом доке бостонской гавани, в плановом ремонте.