Словарь основных терминов яхтсмена. Как понять, что говорит капитан.
«Потрави шкот», «добей по фалу», «подбери брас», «у тебя стаксель заполаскивает»… Новички, впервые попав на яхту, теряются от незнакомых слов и странных команд, которые уверенно произносит капитан. Из-за этого часто случаются казусы и недопонимание. Если вы хотите стать компетентным матросом, вам пригодится мануал по яхтенной терминологии.
Мир паруса пользуется особым яхтенным языком. Команда SportFlot составила словарь яхтсмена, где Вы узнаете основные морские термины, а также слэнговые слова и выражения, которые часто можно услышать из уст опытных шкиперов. Для удобства мы разбили их на несколько категорий.
Части парусной яхты
Нос — передняя часть яхты, Корма — задняя.
Бак - передняя часть палубы, между мачтой и носом
Кокпит — часть палубы (обычно "выемка" в палубе), где расположен штурвал, лебедки для работы с снастями. Здесь днем располагается экипаж для работы с парусами, а вечером можно отдохнуть или поужинать.
Камбуз — кухня, Гальюн — туалет.
Рундук — ящик/шкафчик/отсек с крышкой для хранения разных вещей. Рундуки есть в кокпите, куда складывают обувь и швартовые, а есть внутри яхты - где хранятся инструменты или ваши вещи
Реллинг — железные поручни на носу или корме яхты
Леер — "забор" по периметру яхты. Стальные, горизонтально натянутые троса, идущие по бортам яхты, за которые Вы обычно держитесь, перемещаясь по яхте, или на который вешаете свое полотенце
Мачта - то на чем крепятся паруса, главное отличие от моторной яхты
Гик - горизонтальный алюминевый брус для раскрепления паруса, одним концом упирающийся в мачту. Один из самых травмоопасных элементов на яхте, от которого при резком повороте или порыве ветра, можно получить удар по голове.
Такелаж — одним этим словом называют все веревки, снасти, тросы вместе со своими креплениями, предназначенными для постановки/уборки и работы с парусами
Ванты — стальные тросы по бокам мачты, предназначенные для предотвращения падения мачты вбок
Штаг — передний трос, от верхушки мачты к носу яхты, предотвращающий падение мачты назад
Краспица- парная распорка на мачте. Бывают несколько рядов краспиц, нижние - будут первый ряд краспиц
Грот — основной парус на яхте, большой треугольный, над Вашей головой, прикрепленный к гику и мачте
Стаксель — передний треугольный парус, задняя сторона которого свободно перемещается с борта на борт в зависимости от курса яхты относительно ветра
Генакер — тот самый большой цветной пузатый парус, используется при попутном ветре, обычно его можно увидеть во время регат
Шкот — веревка предназначенная для горизонтальной настройки паруса, т.е. правильной установке паруса к ветру. То с чем работает экипажа при движении яхты под парусами. В зависимости от того куда прикреплен шкот различают саксель шкот, гика шкот, грото шкот и т.д.
Фал — веревка, служащая для поднятия и спуска парусов. В зависимости от того к какому парусу крепится различают «грота-фал» или «стаксель-фал».
Шкаторина — сторона паруса. Может быть передней (ближе к носу), задней (ближе к корме) и нижней.
Кранец — надувной прорезиненный шар, функция которого смягчать удары корпуса яхты об какие-либо препятствия или другие суда
Швартовы — веревки, используемые для привязывания яхты к причалу. Швартовый может быть кормовым или носовым, в зависимости от того куда прикреплен на яхте.
Муринг – Конструкция состоящая из тяжелой плиты на дне и привязанной к ней веревки, встречающаяся в марине (место стоянки яхт), которая работает как якорь. Второе название «мертвый» якорь
Шлаг — один оборот веревки вокруг чего-либо, чаще всего вокруг лебедки
Роли экипажа на яхте
Капитан - самый важный человек на яхте, отвечает за безопасность судна и людей.
Рулевой — член экипажа, стоящий за штурвалом, ведет яхту по заданному курсу. Чаще всего, это опытный яхтсмен, понимающий откуда дует ветер, как настраивать паруса и как реагирует яхта на изменения ветра
Баковый — матрос, работающий на носу яхты. Обычно шустрый, опытный, умеющий самостоятельно работать с якорной лебедкой и мурингами. В гонке это очень важный человек, отвечающий за постановку доп парусов: геннакера или спинакера, а также повороты фордевинд без сучка и задоринки. Баковый должен хорошо понимать что происходит с яхтой, т.к. на носу судна хуже всего слышны команды капитана/рулевого
Питман или пианист — член экипажа, занимающий позицию около входа внутрь яхты на "пите"/"Пианине" (так называются стопора сильно напоминающие клавиши пианино). Питман работает на стопорах и лебедках для подьема/спуска и настройки парусов. Обычно это достаточно ловкий и "многорукий" матрос, хорошо понимающий, что в какой момент тянуть.
Шкотовый — матросы, которым доверяют работу на шкотах и лебедках. Сильные, мускулистые и самые выносливые из всех членов экипажа.
Курс и галсы яхты
Например, наветренный борт — тот, на который направлен поток ветра (при крене - "Верхний"),
подветренный — тот, который наоборот укрыт от воздействия ветра, там где стоят паруса (при крене - "Нижний").
Левентик — положение, когда яхта обездвижена, так как ветер дует точно в нос. В этот момент обычно поднимают грот.
Фордевинд — в этом положении ветер дует в корму, яхта при этом может идти под геннакером.
Галфвинд — этот курс еще называют «пол-ветра», так как в этом положении ветер направлен на яхту под углом 90 градусов.
Бакштаг — курс яхты, когда ветер заходит в корму между положением галфвинд и фордевинд, под углом 120-160 градусов к ветру.
Бейдевинд — один из самых популярных курсов в яхтинге, когда яхта идет под острым углом к ветру, что позволяет перемещаться зигзагами даже против ветра, продвигаясь к нужной цели. Больше всего ветра и брызг.
Лавировка — продвижение к цели против ветра зигзагообразными движениями с поворотами, что позволяет сохранить заданный курс.
Левый и правый галс: курс судна относительно направления ветра. Так, яхта идет правым галсом, если ветер дует в ее правый борт.
Поворот Оверштаг — один из видов поворота яхты, когда она носом пересекает линию ветра и паруса с одного борта переходят на другой. Основной поворот при лавировке, когда яхта идет зигзагами против ветра. После того, как вы услышите эту команду, на яхте начнется движение, шкотовые начнут отпускать-тянуть паруса на другой борт.
Поворот Фордевинд - еще один вид поворота, при котором яхта кормой пересекает линию ветра, основной поворот на попутных курсах. При этом маневре грот с характерным хлопком и скоростью переносится с одного борта на другой. В этот момент стоит беречь голову, так как гик тоже меняет свое местоположение, перелетая с одной стороны на другую и маневр считается менее безопасным, чем поворот оверштаг.
Брочинг — ситуация, когда яхта резко кренится и теряет управление. Брочинг наиболее вероятен в гонках при средних и крепких ветрах на попутных курсах при движении с геннакером. При обычном движении под парусами брочинг редко случается.
Что имел в виду капитан?
Команды шкипера часто отличаются изобилием яхтенных терминов для экономии драгоценных секунд во время маневра. Фраза "Потяните пожалуйста зеленую веревочку, прикрепленную к переднему парусу и расположенную справа по борту в третьем стопоре от Вас", заменяется короткой фразой "Добрать стаксель шкот!". Запоминайте и учитесь схватывать налету, чтобы правильно реагировать на лаконичность команд.
«Добери, набей, выбери слабину» — это значит, нужно максимально сильно потянуть ту или иную веревку на себя.
«Потрави» — противоположное действие, означает, что нужно ослабить, отпустить веревку.
"Парус заполаскивает" - значит парус начинает хлопать, не работать на ветру, т.к. неправильно настроен под направление ветра. Необходимо добрать шкоты, чтобы парус наполнился ветром
"Парус перебран" - значит слишком натянули парус с помощью веревки-шкота, он стоит как "влитой". Нужно потравить его до момента легкого трепетания передней кромки паруса.
«Увались» — обычно говорят тому, кто стоит за штурвалом и ведет нос яхты так близко к линии ветра, что парус перестает работать (начинает "заполаскивать"). Такой командой рулевого просят увеличить угол между курсом яхты и направлением ветра (т.е увести яхту от ветра)
«Приведись к ветру» — противоположная команда рулевому, рекомендует направить нос к ветру, чтобы уменьшить крен и правильно встать на курс.
«Одерживай!» — нужно подстраховать борта яхты с помощью кранцев, чтобы избежать касания с другим судном или причалом.
«Взять рифы» — на русский язык это переводится как «уменьшить площадь паруса», что обычно делается перед тем, как начнется усиление ветра.
«Заведи на утку» — нужно закрепить снасть на специальном металическом "рожке" - утке, чтобы снять нагрузку.
«Вира!» — это значит пора тянуть фал - веревку с помощью которой поднимается парус
"Майна!" - это значит пора интесивно отпускать/травить веревку для спуска паруса
Сленговый словарь яхтсмена
Интересных выражений и слов в лексиконе моряков и яхтсменов накопилось очень много, но опубликуем самые интересные и часто используемые.
"Тузик" — резиновая лодка с веслами и подвесным мотором, иногда его буксируют за кормой на веревке как верного пса, отсюда и название
"Пианино" — клавишные стопора, расположенные у входа внутрь яхты, очень напоминающие клавиши фортепиано.
"Лифчик" — ситуация, когда генакер запутывается, принимая характерные для женского нижнего белья очертания.
"Колдунчики" — тонкие невесомые ленты-веревочки, закрепленные на поверхности паруса или на вантах, помогающие при работе с парусами.
"Звать Ихтиандра" — страдать от морской болезни, сидя на борту и свесившись на леерах.
«Поправить юбку» — матрос на баке расправляет зацепившийся за леера или релинг край переднего паруса - стакселя
"Морковка" — флаг на судейском судне с бело-оранжевыми полосами, который означает, что гонка пока отложена.
Конечно, чтобы лучше запомнить сложные слова, стоит выбраться на практическое занятие, где вы сразу можете познакомиться с устройством парусной яхты.
Записывайтесь на базовый курс парусной школы SportFlot и яхтенные термины перестанут вас пугать, вы сможете разговаривать с другими яхтсменами на одном языке, легко понимая друг друга.