В международной практике принято также обозначение ситуации "Человек за бортом" как MOB (Man Over Board). Такая история на яхте может произойти и у опытного яхтсмена, и у новичка. Успешно поднять выпавшего получается не всегда. Связано это с тремя факторами: сложно обнаружить выпавшего, ограниченное время на процедуру спасения, нужны навыки и умения по поиску и подьему Человека из-за борта.
Опасность положения человека за бортом в том, что судно движется с приличной скоростью и остановиться сразу, как автомобиль, просто не сможет. А если исчезновение с яхты замечено не сразу, то позже крайне сложно, не имея точных координат, обнаружить в открытом море человека. Волнение более метра тут же скрывает из глаз выпавшего, особенно если он без яркого жилета. Уже на расстоянии 50 метров потерпевшего сложно различить в воде.
Чем холоднее вода, тем меньше шансов на выживание у выпавшего, спасатели ограничены временем до наступлении гипотермии или переохлаждения, которое наступает очень быстро. При температуре воды 5 градусов — в течение часа, при 10 градусах — около двух часов. Зато в теплой воде, выше 25 градусов, человек способен продержаться на поверхности воды больше суток. Падение ночью с яхты без спасательного жилета в холодную воду — практически гарантированная смерть.
Причины падения человека за борт
Оказаться в воде пострадавший может по разным причинам. В первую очередь, это нарушение правил безопасности. По статистике на парусных яхтах 40% MOB, это отправившиеся на корму справить нужду. Также виной может быть резкое изменение погодных условий или аварийная ситуация, например, столкновение с другим судном. Иногда, увы, причина MOB из-за психического расстройства или алкогольного опьянения.
От падения в воду не застрахованы ни новички, ни профессиональные гонщики. Так, в 1998 году у берегов Британии выпал ночью за борт легендарный французский яхтсмен Эрик Табарли. Несмотря на все усилия спасателей вовремя найти гонщика и оказать ему помощь не удалось.
Очень важно, чтобы в самом начале капитан яхты озвучил правила поведения на палубе и провел инструктаж по безопасности. Каждый член экипажа должен знать, как действовать в случае ситуации MOB на борту. Шкиперу следует также устанавливать важные правила, действуя на опережение:
- Установить вахты на ходу на палубе как минимум по двое
- Оставаться в кокпите, не выходить на палубу без спасательного жилета или обвязки, без разрешения рулевого. Особенно это касается неподготовленного экипажа, неспособного правильно оценить риски.
- В условиях плохой видимости, в темноте или во время плохой погоды, сильного волнения, обязательно носить спасательные жилеты и обвязку, пристегиваться даже в кокпите
- Помнить, что и "на старуху бывает проруха", 20 лет опыта в море не гарантирует Вам защиту от падения за борт
Приемы, способы и замечания при спасении человека упавшего за борт
При организации спасения человека за бортом важна скорость, поэтому капитан яхты должен принимать решения очень быстро, а сам алгоритм действий должен быть отработан до автоматизма. Нужно помнить, что пострадавший находится наедине со стихией, быстро теряет силы и вообще не уверен, что за ним вернутся и найдут. Холодная вода для выпавшего может стать причиной холодового шока, мокрая одежда здорово мешает и становится тяжелой, а страх способен серьезно сократить время на успешное спасение.
Хорошо, если падение человека за борт происходит на глазах у экипажа. Тот, кто стал свидетелем падения, обязан громко известить экипаж и капитана о происшедшем окриком "Человек за бортом!" и не спускать с упавшего глаз, указывая на него вытянутой рукой. Свободные члены экипажа, обязаны зафиксировать координаты выпавшего (кнопка MOB на картплотере). Если яхта отошла недалеко от пострадавшего, бросить ему спасательный круг или подкову, в условиях сильного волнения Ден Буй (Шест с флагом, чтобы можно было запомнить место падения). Остальные члены экипажа приступают к спасательной операции, подход к упавшему осуществляет рулевой или капитан, отдавая команды экипажу. На больших судах поднимают флаг «Оскар», обозначающий MOB, если нужно, готовят к спуску шлюпку.
О ситуации MOB необходимо сообщить береговой охране. Это можно сделать, отправив сигнал MAYDAY по радиостанции на 16 канале по установленному алгоритму. Даже если падение произошло в хорошую погоду и капитан судна уверен, что сможет поднять человека, сигнал должен быть передан. Поздно поданый Mayday затруднит поиски выпавшего и растратит впустую драгоценное время. Профессионально организованная спасательная операция дает больше шансов на спасение человека за бортом. В случае если Вы самостоятельно успешно подняли человека из за борта и его жизни ничего не угрожает, по радиостанции подается сигнал Отмены - Mayday Cancel.
Спасение человека упавшего за борт состоит из нескольких основных этапов.
1 этап: сообщение о бедствии в береговую охрану.
2 этап: участие в поисках и обнаружение человека упавшего в воду.
3 этап: подход к потерпевшему на судне
4 этап: поднятие на борт из воды при сохранении горизонтального положения
5 этап: оказание помощи человеку за бортом.
Способы подхода к Человеку, выпавшему за борт
Существует множество способов подхода к MOB, каждый из которых зависит от типа и размера судна, способа движения - под парусами или на моторе, от скорости и маневренности яхты в данных условиях и уровня подготовки рулевого и экипажа. Знание теории методов подхода к MOB не гарантирует Вам успешности предприятия. Необходима постоянная тренировка и неоднократное повторение маневра, чтобы довести его до автоматизма. Тренировка MOB нужна не только для капитана/рулевого, но и для экипажа, для понимания и отработки процесса, осознания серьезности ситуации.
Один из самых популярных маневров, который отрабатывается в парусных школах, это разворот Уильямсона (прием Бутакова), который хорошо работает при движении под мотором или в условиях ограниченной видимости, когда Вы подходите к MOB вслепую. В этом случае стоит соблюдать следующий порядок действий:
- Сразу вывернуть штурвал в сторону потерпевшего, отведя корму судна и работающий винт от выпавшего
- Изменить курс судна от первоначального минимум на 60 градусов, пройти расстояние равное 5-6 корпусам судна (или засечь время, 1 минута, к примеру)
- Развернуться на противоположный курс (ваш предыдущий курс +180, время такое же как при движении от потерпевшего)
- Подойти к выпавшему с наветра, чтобы прикрыть его от ветра, и чтобы в случае неточного подхода, судно снесло ветром на потерпевшего
При движении под парусами маневр Бутакова выполняют курсом галфинд-галфинд.
Наиболее безопасный способ по подбору MOB под парусами считается "Восьмерка". Основная задача этого метода - подход к выпавшему против ветра с минимум парусов, а сам маневр совершается через поворот оверштаг. Этот способ позволяет избежать поворота фордевинд, который может стать роковым маневром, увеличивая риски травматизма экипажа в условиях стресса.
Чуть менее популярным и требущим больших навыков рулевого в обращении с парусной лодкой, считается подход к потерпевшему в дрейфе. Основной нюанс, что если яхта не сбалансирована парусами, то судно будет очень сложно удержать от уваливания/привидения и сохранения своего положения в дрейфе.
Неважно какой способ подбора Вы выберите, главное, что он отработан до автоматизма и может быть выполнен в любых условиях с закрытыми глазами.
Подьем человека, Оказание первой помощи
Очень важно бережно поднять потерпевшего на борт. Стоит помнить, что потерпевший из-за шокового состояния может вести себя неадекватно и даже непроизвольно мешать/топить спасателя. Если человек без сознания, поднимать его можно только в горизонтальном положении. В этом случае стоит заранее подумать о том, с помощью каких приспособлений поднять потерпевшего (Парус, кусок брезента, система из петель) и кто обладает достаточной выносливостью и подготовкой, чтобы завести потерпевшего в воде в систему подьема.
После того, как пострадавшего подняли на борт, нужно оказать ему первую помощь. Важно оценить состояние. Хорошо, если рядом есть врач или человек, прошедший профессиональную подготовку по оказанию первой медицинской помощи.
Если человек без сознания, нужно сделать ему искусственное дыхание. Необходимо снять с него мокрую одежду, укрыть одеялом, чтобы согреть, если нет термоодеяла, можно побровать согресть собственным телом. Уложить пострадавшего лучше в позу реабилитации: спиной вверх, голова набок, чтобы могла вытечь вся вода, попавшая внутрь. Ноги можно немного приподнять, чтобы восстановить кровообращение. Позже дать выпить что-то сладкое и горячее, например, чай с медом. Ни в коем случае не использовать алкоголь! Оказать помощь человеку за бортом стоит и психологическую.
Рекомендации человеку, упавшему за борт
Что делать, если в роли человека за бортом оказались Вы? Сохранение жизни пострадавшего зависит во многом от того, как он сам будет действовать, упав в воду. Прежде всего, нужно сохранять спокойствие, экономить силы, следить за дыханием. Многие начинают паниковать, думая, что судно удаляется, а не совершает маневр, чтобы вернуться обратно.
- Первое что нужно сделать - восстановить ровное дыхание. Часто его перехватывает от попадания в холодную воду, возникает ощущение невозможности вдохнуть. Не паникуйте, пробуем продышаться.
- Если на Вас автоматический надувной спасательный жилет, он срабатывает в течение 10 секунд после попадания в воду, если он не сработал - воспользуйтесь ручным запуском (шнур в районе пускового механизма). Жилет можно подсдуть или надуть через клапан поддува, ножная стропа между ног не позволяет вам выскользнуть из жилета. Все жилеты поддерживают голову, плыть в них удобнее всего на спине, а не на животе.
- Помните, что крик упавшего не слышен в ревущем море или из-за работающего двигателя судна, воспользуйтесь свистком, он есть на любом спасательном жилете, его слышно в разы лучше, чем Ваш голос.
- Не теряем надежду, верим, что экипаж как можно быстрее обнаружит Ваше отсутствие и вернется на поиски.
- Только в случае, если до берега меньше 1,5 км, а вы хорошо плаваете, можно добраться вплавь самостоятельно, не надеясь на помощь со стороны.
Как видно из описания, крайне важно, чтобы на Вас был рабочий спасательный жилет, подогнанный по фигуре и с заведенной стропой между ног. Новенький купленый жилет оставленный в каюте не поможет если Вы выпали за борт.
Чего не следует делать при попадании в воду:
- Кричать, размахивать руками, делать резкие движения
- Плыть вдогонку за судном
- Стягивать с себя одежду
- Высовываться высоко из воды, рискуя быстрее захлебнуться
Лучше всего постараться принять вертикальное положение так, чтобы рот оставался над водой, и, удерживая равновесие, дышать глубоко и редко. Для сохранения тепла можно принять позу "Креветки", скрестить руки на груди и подтянуть к груди согнутые колени, так можно продержаться на поверхности воды несколько часов.
Если в воде оказались несколько человек, стоит держаться вместе. Одно из оптимальных положений — объединиться в круг, лечь на спину, положить руки на плечи соседа и плотно переплести ноги, вытянув их в центр.
Ситуации на воде возникают разные. Лучше заранее изучить, как происходит спасение человека за бортом, идеальный вариант - пройти специальные тренинги по выживанию на воде (Sea survival Course). Кстати, курс является обязательным для тех, кто будет участвовать в оффшорных гонках, но стоит серьзно задуматься о его прохождении и новичкам (как экипажу, так и шкиперу). Лучший вариант позаботиться о том, чтобы избежать таких происшествий, думая всегда, в первую очередь, о безопасности гостей и членов экипажа.