Ветер в яхтинге - основной фактор, который должен учитывать каждый яхтсмен. Понимание его природы, законов и влияния на погоду позволяет определить курс, найти безопасное место для стоянки, спланировать переход, выбрать правильную тактику во время парусной гонки. С ветром в парусном спорте связано много понятий и терминов, которые мы предлагаем начать осваивать прямо сейчас.
Нет ветра - нет паруса
Ветер - основная движущая сила в яхтинге. Можно понять и отношение моряков к этой воздушной стихии, которые еще с давних пор говорили, что страшнее для корабля и экипажа не шторм, а полный штиль. Конечно, сейчас даже на парусных яхтах есть двигатели, что позволяет избежать бунта на корабле и добраться до порта. Но без ветра становится бессмысленной любая регата, пропадает все удовольствие от круиза. До сих пор живы морские суеверия, как можно призвать ветер. Например, считалось, что нужно «почесать» мачту или начать полоскать за бортом швабру, пока не подует.
Но давайте отложим пока шаманские ритуалы и разберемся, что представляет собой ветер с научной точки зрения? Это перемещение по горизонтали огромной по объему воздушной массы, где обычно сохраняется примерно одинаковая температура и уровень влажности. Причем воздух перемещается туда, где давление ниже. Погодные условия влияют на скорость, силу и направление ветра, поэтому яхтсменам важно знать прогноз до выхода на воду.
Какой бывает ветер на воде?
Воздушный поток, который дует относительно суши или поверхности воды, считается истинным ветром. Но в движении на судно влияет еще другой ветер - вымпельный. Его скорость рассчитывается путем сложения показателей истинного ветра и встречного потока воздуха, образовавшегося из-за яхты. Важно помнить, что вымпельный ветер дует под более острым углом к корпусу судна, чем истинный. Если истинный ветер встречный или боковой, то вымпельный будет дуть сильнее, если ветер дует попутный - то слабее, что влияет на скорость парусной яхты.
На нашей планете есть также воздушные потоки, которые дуют постоянно, в течение всего года в одном направлении. Такие явления можно наблюдать в разных местах. Например, на восточных и юго-восточных окраинах Евразии это муссоны. Летом ветра дуют с моря на сушу, а зимой - наоборот. Есть еще постоянные восточные ветра - пассаты, которые дуют со скоростью 5-8 м/с в районе экватора.
Бора - это холодный ветер, который дует обычно со стороны севера порывами и способен разгоняться до высоких скоростей, вызывая большие волны. Это явление происходит, когда поток холодного воздуха стремится прорваться через невысокие горы к теплому морю. Бора может задувать по несколько дней, иногда - целую неделю. Обычно это происходит зимой в определенных районах. В Средиземноморье южный ветер известен под красивым названием сирокко.
Одно из самых популярных явлений, которое удавалось наблюдать почти каждому - бриз. Этот теплый ветер днем начинает дуть с воды, которая нагревается на солнце, на сушу, принося желанную прохладу, а ночью, когда земля остывает, меняет свое направление.
Парусная погода
Для яхтсмена прогноз погоды имеет большое значение и воспринимается иначе. В зависимости от широт и времени года условия изменяются, что важно учитывать при длительных морских переходах, чтобы не попасть в шторм. Характер и скорость ветра влияют на погоду. Наблюдая за окружающей обстановкой, зная основные правила ветра, управлять яхтой и настраивать паруса будет проще.
Вот что стоит знать о ветре:
- Максимальной скорости он достигает обычно к 13-14 часам дня.
- К ночи стихает. Если этого не происходит, погода, скорее всего, испортится.
- Крепчает после затянувшихся дождей - значит, погода скоро улучшится.
- Если порывы резкие, то с большой вероятностью они будут усиливаться.
- Если после дождя он увеличивает свою скорость - может налететь шквал.
- Если во время шторма внезапно стихает, скорее всего, он изменит направление.
Школа яхтенного мастерства SportFlot ждет вас! Опытные инструктора помогут с легкостью пройти путь от новичка до яхтенного капитана, откроют для вас неизведанный мир регат и путешествий на воде.
Направления ветра в яхтинге
В яхтинге направление ветра определяется по тому, с какой стороны света он дует. Как мы знаем еще со школы, основных вариантов четыре: север, юг, восток и запад. Северный ветер дует под углом 0 и 360 градусов, восточный - 90 градусов, южный - 180, западный - 270. Есть и промежуточные варианты, например, северо-восточный или юго-западный.
Есть определенная яхтенная терминология, связанная с ветром. Базовые понятия, которые нужно запомнить: подветренный и наветренный. Подветренная - та сторона, куда дует ветер, наветренная - та, откуда. Это имеет принципиальное значение на парусной яхте, в чем вы можете быстро убедиться даже в бытовых ситуациях. Например, попробуйте вылить или вытряхнуть что-то за борт с наветренной стороны - содержимое тут же вернется обратно.
Один из способов определить направление ветра - взглянуть на флюгер, установленный на топе мачты. Однако этот прибор не реагирует, если ветер неустойчивый или слишком слабый. В таких ситуациях нужно наблюдать:
- за рябью на воде;
- за флагами и вымпелами, в том числе на других судах;
- за деревьями, если берег в зоне видимости;
- за «колдунчиками», тонкими лентами, привязанным к парусу или вантам.
Курсы яхты относительно ветра
Курсы яхты к ветру выражаются углом между его направлением и диаметральной плоскостью (ДП) судна. ДП можно представить как невидимую линию, которая проходит ровно посередине яхты от носа до кормы.
Одно из основных положений - левентик. При этом курсе яхта идти под парусом не способна, нос расположен строго к ветру, что позволяет без помех поставить грот. Курсы относительно ветра делятся на полные и острые. Чем острее курс, тем выше скорость.
При полном курсе ветер дует почти под прямым или под тупым углом к направлению движения. Есть три основных полных курса:
- Курс галфвинд – ветер дует под углом от 80 до 100 градусов.
- Курс бакштаг - ветер направлен под углом от 100 до 170 градусов.
- Курс фордевинд – ветер задувает в корму под углом от 170 градусов, что не позволяет сильно разогнаться.
Популярный курс в парусном спорте при встречном ветре, - это бейдевинд. В этом положении ветер воздействует на судно под углом от 0 до 80 градусов относительно линии ветра, позволяет развивать самую высокую скорость и уверенно идти против ветра. Определение курса помогает правильно настроить паруса, чтобы поймать больше ветра.
Парус против ветра
Пожалуй, самое удивительное свойство парусной яхты - ее способность идти даже против встречного ветра. Для этого важно настроить парус под правильным углом относительно ветра, учитывая все условия и технические характеристики яхты. Сделать его более плоским или наоборот расслабить.
Парус работает по аналогии с крылом самолета, но в иной плоскости. Действуют общеизвестные законы аэродинамики, только для развития скорости требуется «угол атаки» - это значение больше нуля градусов между парусом и линией ветра. Аэродинамическая сила образуется, когда воздушный поток словно обволакивает парус, что и приводит яхту в движение, которая летит над водой словно на крыльях.
Маневры относительно ветра, особенно встречного, - это настоящее искусство, где приходится учитывать сотню мелочей. На помощь приходит лавировка. Это продвижение курсом бейдевинд зигзагами, точнее разными галсами. Так называют курс яхты относительно ветра. Название соответствует тому, в какой борт дует ветер - левый или правый.
Смена галса происходит при повороте оверштаг, когда нос яхты разрезает линию ветра, или фордевинд, когда линию ветра пересекает корма.
Есть еще два интересных яхтенных термина, которые можно услышать на борту, когда за штурвалом яхты стоит новичок, а капитан-инструктор, как только паруса перестают работать, периодически командует: «Увались!», «А теперь приведись!».
Все просто. «Привестись» - значит, направить нос яхты в сторону ветра, сделав угол острее. «Увалиться» - противоположное действие, когда нужно увести нос судна от ветра, пойти «полнее», увеличив угол между корпусом яхты и ветром.
Узнать больше о том, как управлять парусной яхтой, вы можете, обратившись в школу яхтинга СпортФлот. Во время обучения наши инструктора объясняют даже сложный материал так, что все становится понятно даже детям.