Хотите заниматься парусным спортом и участвовать в регатах? Для этого совсем необязательно становиться только шкипером, ведь на яхте хватает позиций, которые требуют разных знаний и навыков.
Регата – командный вид спорта
Гоночная яхта — это сложный спортивный снаряд, который требует слаженной работы экипажа. Победа в парусной гонке зависит от каждого участника, даже если на первый взгляд его роль кажется второстепенной и незначительной. Именно правильное распределение сил и взаимопонимание в команде помогает экономить секунды драгоценного времени, что становится решающим во время подсчета результатов.
От чего зависит состав на яхте
Тип яхты
Парусные яхты бывают разные по длине и конструкции, что влияет на количество человек в команде, необходимых для управления судном. Например, швертбот «Финн», принадлежащий к олимпийскому классу, — это лодка для спортсменов, выступающих соло. Для управления гоночной яхтой Nacra 17 требуются двое — рулевой и шкотовый. Парусная яхта SB20, на которой организовывает регаты и обучение яхтингу SportFlot, рассчитана на 3-4 человек. Для эффективной работы на крейсерской яхте длиной до 50 футов достаточно 6-7 яхтсменов. Но на больших гоночных парусных яхтах, например, класса макси длиной от 18 метров, состав может насчитывать и 20 спортсменов.
Вид парусных гонок
Для коротких дневных парусных соревнований участников требуется меньше. Если же регата предусматривает ночные гонки или длится без перерыва, то на борту нужно больше людей. Тогда можно будет распределить вахты так, чтобы все члены экипажа успевали отдыхать.
Роли на борту
Несмотря на популярный девиз «опыт для регат не нужен», ряд позиций на борту доверяют тем, кто уже имеет представление об управлении яхтой. В то же время хватает и ролей, на которые могут поставить физически сильных, выносливых и сообразительных новичков.
Баковый
Обычно это самый заметный член экипажа, так как он находится на носу яхты. Ведет постоянное наблюдение, работает в паре с рулевым, которому сообщает об обстановке и положении соперников. Отвечает за постановку дополнительных парусов.
Если вы обладаете достаточной ловкостью, скоростью реакции, у вас все хорошо с балансом, вы увлекаетесь виндсерфингом, параглайдингом, сноубордом или вейкбордом, вы отлично справитесь с этой ролью. Сила здесь не так важна, поэтому спортивно подготовленные девушки часто становятся баковыми наравне с мужчинами.
Мачтовый
Матрос, который занимает позицию у раунгоута, отвечает за подъем и спуск парусов, помогает баковому. Основные требования — физическая сила и высокий рост.
Пианист
Важное связующее звено в команде, которое еще называют питмен. От ловкости рук и реакции этого матроса зависит работа со всем такелажем, включая фалы, оттяжки и грота-шкот. Занимает свое место в кокпите рядом со стопорами и лебедками.
Чтобы справится с этой позицией, главное, безупречно разбираться в расположении и названиях всех веревок, молниеносно реагировать на любую поступающую команду, как от капитана, так и от других членов экипажа. Физическая сила здесь не так важна.
Яхтенная школа SportFlot ждет вас! Опытные инструктора помогут с легкостью пройти путь от новичка до яхтенного капитана, откроют для вас неизведанный мир регат и путешествий на воде.
Шкотовый
Этого матроса, который работает на лебедке со шкотами, еще называют триммер. Он должен обладать определенным опытом участия в парусных гонках, чтобы чувствовать ветер и правильно настраивать паруса, не дожидаясь команды от капитана. На крейсерской парусной яхте обычно есть два шкотовых — по одному на каждом борту. Работают в паре с таллерами.
Позиция шкотового требует выносливости, силы и опыта по настройке парусов.
Таллер
Матрос, который помогает шкотовому-триммеру работать со стакселем, находится на подхвате. Вы можете занять эту позицию, даже если у вас еще нет достаточного яхтенного опыта, но вы обладаете хорошей физической подготовкой, исполнительны и быстро все схватываете.
Рулевой
Именно он стоит за штурвалом и управляет парусной яхтой, командуя экипажем во время гонки. Это опытный профессионал, обладающий особым чутьем и умеющий сохранять спокойствие даже во время предстартовой процедуры, когда приходится уворачиваться от других парусных яхт, несущихся на высокой скорости. Рулевой может совмещать свою роль на борту с позицией капитана яхты, но это не всегда одно и то же лицо, особенно на больших яхтах во время серьезных соревнований по парусному спорту.
Тактик
Очень важная роль, которую может взять на себя только опытный инструктор и гонщик, способный быстро анализировать ситуацию, предвидеть разные варианты развития парусной гонки, правильно расставить по рабочим местам всех членов экипажа, знающий правила парусных гонок. Чем-то похож на гроссмейстера, разыгрывающего партию в шахматы на поверхности воды. Тот случай, когда возраст становится преимуществом. Обычно располагается на корме, чтобы быть поближе к рулевому.
Если вы хотите определиться со своей ролью в команде по парусному спорту, стоит принять участие в регате или записаться на курс гоночного мастерства, где вы сможете выбрать позицию, которая подходит вам больше всего. Школа парусного спорта SportFlot приглашает всех желающих получить незабываемый опыт участия в парусной гонке. Вы всегда можете обратиться к нам за помощью и советом.