Многие люди с трудом представляют, чем отличаются парусные яхты между собой. Так ли хороша алюминиевая лодка, какие преимущества у катамарана перед однокорпусной яхтой, на каком судне можно отправиться через Атлантический океан... Пришло время рассказать о типах яхт и их классификации.
Какие бывают яхты? Можно разделить все парусные яхты на несколько категорий, исходя из их длины, назначения, количества корпусов, материала и разновидности.
Классификация яхт по размерам
-
Мини-яхты
Такие компактные лодки обычно не превышают 10 метров в длину или 30 футов, часто это могут быть модели без двигателя. Используются для коротких прогулок или парусных гонок. Могут быть оборудованы каютой.
-
Малые яхты
Это тип судна длиной от 10 до 18 метров (30-56 футов), имеют каюты, подходят для регат и круизов, в том числе и по открытому морю. Крейсерские яхты, популярные для чартера, относятся к этой категории. Отлично подходят для начинающих яхтсменов.
-
Средние яхты
Ограничены длиной до 24 метров (до 70 футов), отличаются более качественной отделкой, на яхтах такого типа очень комфортно путешествовать. В одиночку такими яхтами управлять очень сложно, требуется экипаж.
-
Большие яхты
Судна длиной больше 24 метров (от 70 футов), обслуживаются профессиональным экипажем. К этой категории относятся роскошные суперяхты.
Классификация яхт по удалению от берега
-
Категория D
К этому типу принадлежат яхты, которые используются для путешествий по защищенным внутренним водам, например, небольшие реки, озера, каналы. Рассчитаны на силу ветра, не более 4 баллов, и высоту волны до полуметра.
-
Категория C
В этой категории находятся суда, приспособленные для прибрежного плавания, где ветер не превышает 6 баллов, а волны редко могут быть выше двух метров.
-
Категория B
Яхты для морских путешествий, способные выдержать ветер силой до 8 баллов и волну до четырех метров.
-
Категория A
Океанские яхты, абсолютно автономные, созданные для длительных путешествий. Им не страшны ни ветер больше 8 баллов, ни волны высотой от 4 метров. На таком судне можно переплыть любой океан.
Типы корпусов яхт
Виды парусных яхт различают и по количеству корпусов.
-
С одним корпусом — монохул, который используется чаще всего как для регат, так и круизов.
-
С двумя корпусами — катамаран, удобен для круизов, отличается небольшой осадкой, просторными каютами, хорошим обзором и устойчивостью.
-
С тремя корпусами — тримаран, в основном это спортивные парусные яхты, способные развивать высокую скорость.
Из какого материала делают яхты
-
Дерево
Материал, который с самого начала использовался для строительства первых парусных яхт. Лодки получаются долговечными, но требуют особого ухода. Специальные пропитки и эпоксидная смола защищают корпус от насекомых-вредителей и от влаги. Выглядят деревянные парусные яхты весьма эффектно, что привлекает многих ценителей.
-
Алюминий
Этот металл начал использоваться для строительства яхт только после окончания Второй Мировой войны. Материал отличается легким весом, долговечностью, стойкостью к коррозии, прочностью, хорошей мореходностью и управляемостью. Однако стоимость таких парусных яхт выше, чем из стеклопластика. Для дорогих моторных яхт часто выбирают именно этот металл.
-
Стеклопластик
Самый популярный материал для строительства парусных яхт. Экологичен, практичен, устойчив к ударам, прост в обслуживании. Благодаря легкому весу снижается расход топлива. Такие яхты смотрятся весьма достойно на воде, при этом отличаются доступной ценой.
-
Легкие сплавы
Компромиссный вариант, когда стеклопластик используется вместе с металлическими сплавами. Этот тип парусных яхт популярен в спорте. Вес корпуса небольшой, а прочность высокая. Но очень важно соблюдение технологии при строительстве, иначе морская вода будет разъедать судно.
Виды парусных яхт
Существуют очень разные яхты, в зависимости от своего внешнего вида и назначения. У каждого типа есть свои особенности.
-
Классические яхты
Такие парусные яхты созданы для настоящих романтиков в лучших традициях парусного спорта. Они выглядят невероятно элегантно и стильно. На воде можно встретить яхты, построенные еще в начале 20 века. За ними тщательно ухаживают и даже реставрируют. Для классических яхт проводятся отдельные соревнования по парусному спорту или предусматривают для них отдельный дивизион. Например, такие парусники можно увидеть на регатах Panerai в Антибе, St Barths Bucket на Карибах, Les Voiles de Saint Tropez во Франции.
-
Спортивные швертботы
Именно с этих лодок начинают первые шаги в парусном спорте будущие гонщики. Устройство яхты довольно простое, она может легко перевернуться. Двигатель отсутствует. Один из типичных примеров —Laser. Такие яхты предназначены исключительно для коротких гонок в закрытой акватории.
-
Спортивные килевые монотипы
Монотипами называют парусные яхты, которые строятся по одинаковым чертежам с соблюдением всех технологий, чтобы получились идентичные лодки. Именно такие парусники используются в большом спорте, в том числе на Олимпийских играх. Яхт такого типа довольно много. Это «Солинг», «Темпест», «Дракон», «Звездный», «Финн», «Кадет» и «Летучий голландец», на которых выступали еще советские гонщики. К этой же категории относится спортивная парусная яхта SB20, которые мы используем на базах SportFlot в Москве и Севастополе.
-
Крейсерские круизные яхты
Парусные яхты этого типа чаще всего можно встретить в маринах на берегу моря. Они больше популярны для неспешных круизов и морских путешествий, оборудованы каютами, поэтому на них можно ночевать и совершать дальние переходы. Тем не менее, крейсерские яхты активно используются и для любительских регат. Устройство двигателя бывает двух типов: с приводом на винт через вал или через угловой редуктор.
-
Парусные круизные катамараны
Эти яхты с двумя корпусами и несколькими каютами идеально подходят для семейного отдыха с детьми. Вместительные, легко управляемые, устойчивые к волне. Катамаран — это настоящий пентхаус на воде, просторный и удобный. Многие современные катамараны, например, Lagoon, оборудованы электрическими двигателями, что обеспечивает почти бесшумный ход под мотором.
-
Парусные тримараны
Исключительно спортивные парусные яхты, которые можно увидеть на самых престижных спортивных соревнованиях. Эти гоночные болиды способны развивать скорость до 65 узлов (121 км/ч), что, скорее всего, не предел.
-
Макси-яхты
Еще 15 лет назад подобную яхту длиной от 30 метров можно было построить только по индивидуальному заказу, причем будущим владельцам приходилось ждать по несколько лет. Сегодня несколько известных верфей наладили серийное производство и готовы выпустить яхту через 1,5-2 года. Например, это может быть Wally или Oyster. В качестве материалов для корпуса используют углепластик, алюминий или сталь. Макси-яхты впечатляют своими размерами, стильным дизайном и высокой скоростью в среднем 25 морских миль в час. Многочисленный экипаж общается между собой только по рации.
-
Парусные супер яхты
К этой категории относятся шикарные яхты длиной от 24 метров. Как и моторные, эти суда оборудованы мощными двигателями. На борту всегда есть профессиональная команда. Это дорогие роскошные парусники этой категории — знаменитый «Мальтийский сокол» и парусная яхта «А» Андрея Мельниченко. Стоимость таких яхт измеряется сотнями миллионами евро.
SportFlot, где вы узнаете больше об устройстве яхт и научитесь управлять ими самостоятельно.