Когда десятки парусных яхт во время парусной гонки устремляются на стартовую линию или огибают знак под цветными генакерами, такая навигация кажется несколько хаотичной и непонятной. Однако в парусном спорте существуют четкие правила гонок, что придает соревнованиям еще больше благородства и азарта.
Международные правила парусных гонок
В парусном спорте правила гонок регулируются международной федерацией World Sailing (WS), которая действует еще с 1907 года. Главный офис находится в Лондоне. Каждые четыре года WS выпускает на английском языке Международные Правила парусных гонок. Потом официальные национальные организации переводят их на другие языки. Какие-то пункты модифицируют, убирают, добавляют новые. Правила парусных гонок действуют в новой редакции с 2021 и до 2024 года.
Как читать правила парусных гонок
Навигация в гонках — штука тонкая. Для начала стоит определиться с понятиями, которые используются в международных правилах парусных гонок.
Выходить на знак (fetching). Эту фразу часто произносят во время регат. Так обозначают позицию, когда яхта готова обогнуть знак и для этого ей не нужно менять галс, делать лишние повороты.
Оклик (call, hail). Во время гонки участники сообщают о своих намерениях другой команде. Например, когда нужно место, чтобы сделать поворот оверштаг. Это могут быть оклики на любом языке. В новой редакции правил парусных гонок появились дополнения. Теперь, если на другой яхте оклик по каким-то причинам не слышно, то можно подать дополнительные знаки с помощью рук, флажков, рации или фонарика.
Cвязаны (overlap). Так говорят про яхты, которые идут во время навигации на одном галсе, но ни одна из лодок не находится позади другой. Часто связанные яхты могут находиться во время гонки на большом расстоянии друг от друга. Но задача опытных тактиков — заранее представлять, как изменится положение соперников. Это особенно важно во время огибания знаков. Ведь преимущество будет у внутренней яхты, а та, что снаружи, должна будет уступить место у знака.
Сторониться (keep clear). Это действие, которое во время навигации предпринимает яхта, чтобы уступить дорогу сопернику, имеющему преимущество.
Фальстарт (false start). «Ложный старт». Так называется ситуация, когда яхта пересекает стартовую линию раньше времени. Если слишком у многих яхт зафиксирован фальстарт, то обычно дается повторный старт.
Основные правила парусных гонок (ППГ)
Конечно, досконально знают ППГ единицы яхтсменов. Но если вы увлекаетесь парусным спортом, правила гонок, хотя бы самые главные, точно будут нелишними. Участие в соревнованиях станет еще более захватывающим и понятным.
- - Знак вне касаний
Во время гонок никто из экипажа не должен покидать судно. Если один из участников выпал за борт, то его обязательно нужно подобрать из воды, иначе результат не будет засчитан. Исключения — травмы и заболевания, требующие срочной госпитализации.
- - Стартовая линия
Яхта не должна пересекать линию старта до начала гонки. Это бывает непросто, так как навигация в последние минуты перед стартом очень активная, иногда кто-то может буквально «вытолкнуть» зазевавшуюся команду за линию. В новой редакции правил парусных гонок есть важная поправка. Теперь старт яхты засчитывается только по ее корпусу. Если, например, чья-то рука или нога во время закрена пересечет стартовую линию, это не будет считаться нарушением.
- - Только силы природы
Для уменьшения или увеличения скорости допустимо использовать только силу ветра и воды. Есть ряд ограничений. Запрещается раскачивать яхту, перебегая с одного борта на другой, делать резкие движения туловищем, чтобы придать ускорение, «теребить» с усилием руль.
- - Финиш
Считается, что яхта завершила гонку, когда любая ее часть «коснулась» финишной прямой со стороны дистанции.
Сигналы гонки
Важная часть правил парусных гонок — флаги. В принципе, как и в навигации в целом. Во время регат, конечно, для передачи сообщений используется радиосвязь, но информация дублируется в виде флагов. Их вывешивают на судейском судне. Так что лучше все равно следить и знать, что обозначает каждый флаг. Особенно это важно во время предстартовой процедуры. После вывешивания определенных флагов в течение последней минуты яхта должна находиться вне условного треугольника: стартовая линия — первый знак. В противном случае команда получит штрафные баллы или будет дисквалифицирована.
О старте гонки команды узнают и благодаря продолжительному звуковому сигналу, столь волнительному для каждого яхтсмена.
В парусном спорте есть и свой сленг. Часто можно услышать разочарованное: «Морковку вывесили». «Морковка» — это вытянутый бело-оранжевый флаг, который сообщает, что гонку пока отложили.
Безопасность с точки зрения ППГ
Основное правило парусных гонок — безопасность. Об этом стоит помнить всегда, несмотря на азарт. Если яхта и ее экипаж могут представлять угрозу для других участников, должны быть приняты меры. Особое внимание уделяется спасательным средствам. Они обязательны на каждой яхте.
Предписывается, что не только участники гонки, но также их сопровождающие, обязаны по возможности прийти на помощь, если другое судно оказывается в опасности. Отказ от участия в спасательных операциях может привести к наказанию. В море человеческая жизнь стоит дороже любых побед и результатов. Особенно это актуально во время океанских гонок, в том числе гонок яхтсменов-одиночек.
Столкновения
К сожалению, на регатах яхты нередко сталкиваются друг с другом. Порой это чревато серьезными повреждениями, после которых не всегда получится продолжить гонку. В правилах парусных гонок это деликатно называется «контакт».
Правило парусных гонок № 14 гласит, что при возможности шкиперу следует избегать контакта с другой яхтой. В то же время, если у яхты полное преимущество дороги, в том числе во время огибания знака, она не должна стремиться избежать столкновения с другой яхтой.
Но среди яхтсменов действует и негласное правило: «Уступи дорогу дураку и рыбаку». Опытные шкиперы, даже если имеют право дороги, но видят, что на них уверенно летит другая лодка, предпочитают уступить, чем рискнуть, чтобы в итоге получить пробоину в борту.
Еще важно учитывать, что даже если яхта, имея право дороги, меняет курс, совершает поворот, она обязательно оставляет место для маневра яхты соперника, чтобы она могли сторониться.
Парусные гонки — спорт джентльменов, так что иногда можно услышать, как шкиперы лично обращаются друг к другу, чтобы попросить место и сделать тот или иной маневр.
Гоночная инструкция
Парусные регаты невозможны без правильной организации. Этим занимается оргкомитет, который также приглашает судей. Они отвечают за спортивную составляющую парусных соревнований, создают гоночный комитет, готовят гоночную инструкцию. В этом документе подробно описывается, как будет происходить старт и финиш, какие возможны дистанции, как будут оцениваться результаты, а также дополнительные требования к участникам. Очень важно заранее изучить инструкцию и задать уточняющие вопросы на брифинге. Это поможет избежать неловких ситуаций в самый неподходящий момент, например, когда вы уже идете на знак, но не знаете, как его правильно нужно огибать и куда идти дальше.
Протесты
Особая часть правил парусных гонок — протест. Это право каждой команды сообщить о нарушении соперником правил парусных гонок. Протест подается только в письменном виде в специально установленной форме лично одним из представителей команды, кто должен сообщить свои имя и фамилию. Протест должен содержать информацию о том, где и когда случился инцидент, какое именно правило было нарушено, кто протестующий и опротестованный. Протест нужно подавать сразу. Если сроки не указаны дополнительно в гоночной инструкции, то не позднее, чем в течение двух часов после того, как финишировала последняя яхта.
Кодексы WS
Не все получается кратко изложить в основных правилах парусных гонок, поэтому федерация World Sailing разработала более подробные кодексы для каждой сферы. Это особенно актуально для соревнований по парусному спорту национального и международного уровня, когда нужно регулировать, например, вопросы рекламы спонсоров регаты, или правильно классифицировать спортсменов.
Есть несколько кодексов WS:
- - Кодекс о рекламе
- - Кодекс об антидопинге
- - Кодекс о ставках и антикоррупции
- - Дисциплинарный кодекс
- - Кодекс о праве на участие
- - Кодекс о категоризации яхтсменов
За что могут снять с гонки?
Парусный спорт — это, конечно, свобода, но все-таки она ограничивается правилами парусных гонок. Есть ряд нарушений, за которые судьи имеют право дисквалифицировать экипаж и снять яхту с гонки:
- - За нечестную борьбу;
- - Если использовался допинг;
- - За употребление алкоголя и наркотических веществ;
- - Если зафиксированы угрозы здоровью для окружающих;
- - За настойчивые попытки вмешаться в работу судейской коллегии;
- - Если поведение участников нарушает моральные принципы.
Особенности национальных предписаний
Помимо международной федерации World Sailing, в разных странах есть свои национальные организации. Например, в России это Всероссийская Федерация Парусного Спорта (ВФПС). Предписания могут несколько отличаться, поэтому очень важно, отправляясь соревнования по парусному спорту в другую страну, внимательно изучить местную версию.
Конечно, эффективнее всего изучать правила парусных гонок сразу на практике. Так получается нагляднее. Так что приглашаем приобщиться к парусному спорту вместе с командой SportFlot. Вы можете записаться на гоночный курс в Подмосковье или принять участие в одной из регат. У нас есть предложения как для новичков, так и для опытных яхтсменов, желающих отточить свое мастерство. Вы всегда можете обратиться к нам, чтобы получить дополнительную информацию.