Почти каждый начинающий яхтсмен после нескольких прогулок под парусом начинает задумываться о самостоятельном выходе в море. Выйти на воду самим можно только при наличии прав на управление яхтой. Первый же запрос в Google "Как получить права на яхту", выдаст целый список школ, предлагающих обучение по программам RYA, IYT, ISSA, ICC, ГИМС и тому подобных. Но, согласитесь, данные аббревиатуры не вполне понятны новичкам. Так какой же из программ стоит отдать предпочтение и права какой школы стоить получить?
Сразу отметим, что отличий между RYA, IYT, ГИМС и т.п. школ не так уж много. Главное, что выпускники с правами IYT, RYA, ISSA не смогут управлять парусной яхтой на территории РФ, для этого работают только документы ВФПС и ГИМС. А базовые знания и практические навыки все системы дают практически одинаковые, т.к. в их основе лежит конвенция STCW (Standards of Training аnd Сertification of Watchkeepers), регламентирующая подготовку капитанов коммерческих судов.
Давайте рассмотрим какие системы обучения доступны сегодня в России.
RYA – Royal Yachting Association, или Английская королевская ассоциация. Общественная организация с многолетней историей. Документы, выдаваемые школами этой системы узнаваемы и любимы многими чартерными компаниями (компании сдающие яхты в аренду). И все благодаря отлаженной программе подготовки инструкторов и строгой сертификации учебных центров. В России всего пару школ системы RYA. Минусом данной школы для российских яхтсменов может стать обучение на английском языке (и теория и практика), и, следовательно, недостаточный уровень владения языком может послужить причиной провала на экзамене. Честно говоря, шанс не сдать с первого раза довольно высок, что, впрочем, компенсируется не самой высокой стоимостью экзамена. Курс обучения состоит из теории на английском по очень хорошим метододическим пособиям и 5 дней практики в море. Сразу сдать на шкипера/капитана не удастся. Для начала проходится полный курс Competent Crew (теория и практика) и только потом Day skipper (еще теории и практика). В целом такая система позволяет более качественно готовить будущих капитанов. Права RYA бессрочны и легкоузнаваемы везде в мире. Данный сертификат Вам подходит если Вы планируете брать яхту в аренду за рубежом, напоминаем, что права RYA не легитимны на территории РФ.
IYT – International Yacht Training. Частная компания с штаб-квартирой в Канаде. В отличие от предыдущей школы, преподавание может вестись на любом национальном языке, благодаря чему сеть получила столь широкое распространение в России и странах СНГ. Несмотря на «канадскую прописку», сертификаты IYT признаются многими чартерными компаниями Европы и мира. По этой программе работает немало авторитетных школ (к примеру, Спортфлот лицензированная школа в IYT с 2016 года и ежегодно проводит 7-8 наборов на курс обучения "Шкипер прибрежного плавания с нуля"). В то же время из-за менее строго контроля за деятельностью учебных центров со стороны учредителей, есть риск нарваться на недобросовестную школу, которая может выдать права не слишком утруждая себя и Вас обучением. Справедливости ради надо отметить, что сейчас IYT пытается устранить эту проблему, серьезно ужесточив контроль над школами и инструкторами. Стандартный курс обучения проходит на русском языке, состоит из теории и минимум 10 дней практики в море. В России найти школу данной системы достаточно легко, но стоит обратить внимание на репутацию и отзывы. Постарайтесь избегать курса "неделя теории и практики на яхте", т.к. сильная экономия на времени учебы, может аукнуться неприятностями и нехваткой знаний в море. Права IYT широко распространены по миру и хорошо принимаются компаниями по аренде яхт. Однако также как и права RYA, данная лицензия не действует на территории РФ. Маленькая лазейка в законодательстве РФ пока что позволяет владельцам IYT, при получении прав ГИМС на управление моторной лодкой, добавить в права категорию "Парус" без сдачи доп. экзаменов.
ISSA – International Sailing School Association. Европейская общественная организация с невнятной репутацией. Часто школы, которые по каким-то причинам не могут пройти сертификацию в RYA или IYT, регистрируются в этой системе и работают под ее брендом. Доверия к выпускникам данной организации у чартерных компаний пока не много. Из плюсов стоит отметить, что обладатели первой ступени ISSA прав имеют право плавания в ночное время. Из минусов - не самая положительная репутация, отсутствие официального признания данных прав для аренды яхты, к примеру, в Хорватии. Права ISSA, также как и права IYT/RYA, не действительны на территории РФ.
ГИМС – Государственная Инспекция по маломерным судам. В России для управления маломерным судном необходимо получить права, выдаваемые Государственной инспекцией по маломерным судам. Удостоверение судоводителя государственного образца действительно в течение 5 лет. Свидетельство ГИМС старого образца необходимо перевести на английский язык, новый образец уже двуязычен. Права на управление маломерном судном во многом похожи на водительское удостоверение. В нем несколько категорий: гидроцикл, мотор, парус, ВВП, МП. В основном ГИМС обучает и принимает экзамены на категорию "гидроцикл и управление моторным судном", с получением "парусной" категории много сложностей, особенно в регионах. Получить права на моторный катер можно при прохождении обучения в авторизованной школе (часто это автошколы) и успешной сдаче теории и практики инструктору в ГИМС. При этом программы обучения парусу у школ ГИМСа обычно нет, как нет и практических занятий. Если вы планируете ходить по внутренним водным путям Российской Федерации на яхте, особенно на судах подназдорных ГИМС, то права Гимс для Вас обязательны. За рубежом чартерные компании не часто сталкиваются с сертификатами ГИМС и, хотя официально отказать в аренде не могут (т.к. права государственного образца), но будут задавать вопросы.
ВФПС (Всероссийская Федерация Парусного Спорта) – запустила свою систему обучения с десяток лет назад. Все программы ориентированы на обучение управлению парусной яхтой: курс матроса, рулевого парусной яхты, шкипера прибрежного плавания. Права ВФПС необходимы, если вы планируете ходить на парусной спортивной яхте и принимать участие в соревнованиях. Экзамен ориентирован в первую очередь на умение управлять яхтой под парусом без мотора. Обучение проходит в парусных школах (в т.ч. и Спортфлоте), имеющих свой флот яхт, экзамены принимаются представителем Федерации. На сегодня это единственная российская государственная организация обучающая управлению именно парусным судном. Права ВФПС двуязычны, но слабо известны чартерным компаниям за рубежом, Из минусов, права ВФПС не признаются ГИМС для открытия парусной категории.
Наконец, существуют также права Минтранса, которые выдаются профессиональным судоводителям. Задумываться о них стоит, если вы решили серьезно связать свою профессию с морем или будете заниматься коммерческой деятельностью.
И о новомодных корочках ICC, которые внесли смуту в ряды обучающихся. С точки зрения Европейского законодательства, любой гражданин, который собирается ходить на прогулочной яхте в европейских водах, должен иметь документ, подтверждающий его компетенцию. Для этого комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии в 1998 году принял Резолюцию №40 об образцах Международного удостоверения на право управления прогулочным судном. Такое удостоверение носит название ICC – International Certificate of Competence. Сертификат ICC не является правами, это лишь дополнение к вашей основной лицензии шкипера, подтверждающий вашу компетенцию для плавания в внутренних и прибрежных водах стран Евросоюза.
Использование и получение удостоверения ICC достаточно запутано. Документ разрабатывался как единый для всех стран Евросоюза. Чаще всего его требуют для плавания во внутренних водах Европы (реки, озера), но официально данный документ легитимен во всех странах подписавших 40 Резолюцию (Австрии, Англии, Беларусии, Бельгии, Болгарии, Чехии, Финляндии, Германии, Венгрии, Ирландии, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Польше, Румынии, Словакии, Украине, Франции, Южной Африке, Швейцарии). Все выше перечисленные страны (за исключением Польши, Франции и Италии) могут выдать права ICC для своих граждан на основании национальных прав или при сдаче экзамена ICC подтверждающего квалификацию. Россия, а также Греция, Испания и США, не подписывала данную резолюцию, а, следовательно, не могут выдавать сертификаты ICC и не используют на своей территории данные документы (есть местные исключения, к примеру, Греция с 2019 года просит ICC сертификат для чартера из Афин). Хотя РФ не подписывала 40 резолюцию, российские яхтсмены могут автоматически получить сертификат ICC в дополнении к правами IYT в авторизованной школе IYT (не все школы в РФ лицензированы для выдачи ICC сертификатов). Стоит это удовольствие 100-150 евро, и это оправданная трата, если вы планируете путешествие по внутренним водам, к примеру, Франции.
Итак, чтобы понять права какой аббревиатуры Вам нужны, уточните будущий регион Вашего плавания. Для аренды яхты за рубежом, необходимы права IYT или RYA, другие лицензии менее охотно принимают чартерные компании. Для хождения по ВВП и МП в РФ стоит определиться на чем вы будут ходить. Если на катере, моторном судне - нужны права ГИМС, если хотите освоить парусные яхты или начать участвовать в соревнованиях, Вам нужны права ВФПС или ГИМС с открытой парусной категорией.
Заметим так же, что, при аренде яхты за рубежом, практически у каждой чартерной компании есть свои «белые» и «черные» списки. Так что здесь уместнее говорить, скорее, о признании или не признании сертификатов отдельных школ, а не о том, какая система круче. Любой сертификат может быть отвергнут чартерной компанией, если ее представителю покажется, что Ваш уровень знаний или умений недостаточен!
И совет напоследок: при выборе места обучения выбирайте школу, где вы получите не столько «корочки», сколько знания. Залог успеха - Ваша уверенность и понимание, что происходит с судном в любой момент самостоятельного плавания.
Остались вопросы? Оставляйте заявку мы свяжеся с вами, чтобы проконсультировать, какие права нужны Вам