Самое сложное это принять решение и найти свою дорогу к морю. Кому-то возможно повезло и нашелся свой личный проводник в мир яхт: в детстве родители в парусную секцию устроили или друзья прокатили на яхте. А кто то до сих пор томится в ожидании чуда на берегу, не решаясь сделать первый шаг.
Того кто услышал зов моря, но еще ни разу не пробовал, скорее всего останавливает миллион сомнений - дорого, не для меня, а что я там буду делать один, ну и еще парочку вариантов на тему - не моё. Несколько слов про то, что не так страшен "зверь" как его рисует воображение.
Основные стереотипы, почему яхты не для меня
ДОРОГО. Во-первых, яхтинг скорее всего есть рядом с Вашим домом, потратить на выход под парусами можно всего пару часов и стоит это будет не дороже, чем потусить в баре Москвы в пятницу с пару коктейлями и такси до дома. Для жителей Москвы можно выйти на яхте в ближайшем Подмосковье, просто чтобы попробовать Ваше-не Ваше. Обычный 3-х часовой выход с инструктором на борту на компанию из 2-3 человек или даже участие в парусной регате на пару часов обойдется Вам в 3000-4000 руб с человека. А целое недельное путешествие на белой яхте с капитаном и с друзьями на неделю по Средиземному морю от 900 евро с человека за неделю без авиабилетов. Сухие цифры, а сколько за этим удовольствия.
Я ОДИН. Если ждать компанию единомышленников, то так можно никогда и не попасть на борт яхты. Лучше искать единомышленников на месте, многие приходят одни и уже в клубе обретают новых друзей и знакомых. А со временем вливаются в яхтенную тусовку. Яхтенная братия открытая, доброжелательная и обширная. Что интересно, собираются люди любых профессий и социальных статусов. Вы гарантировано найдете новых круг общения, а уж сколько полезных связей зародилось в яхт-клубе - и не счесть!
Я НИЧЕГО НЕ УМЕЮ. Все когда-то начинали. В Ваш первый выход конечно же будет профессионал на борту, он научит, подскажет или просто покатает в зависимости от Вашего желания. Уже в первый свой выход в море возможно постоять за штурвалом, поуправлять яхтой, поработать с парусами, а дальше смотря как Вас затянет. Можно пойти в яхтенную школу Sportflot пройти курс Матроса, можно стать яхтенным гонщиком, а можно дорасти до капитана и далее самостоятельно брать яхты в аренду. Все в ваших руках.
Я НЕ В ТОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЕ. Яхтинг хорош тем, что каждый найдет себе занятие "по зубам". Пол, вес, наличие мускулатуры или ее отсутствие - не так важно. На яхте есть лебедки, блоки которые позволяют хрупким барышням справляться с огромными парусами. Разные виды яхтинга - круиз или гонки позволяет распределять уровень активности. Разные модели яхт позволяют найти Ваш яхтинг: "мокрый", спортивный, полный лишений или комфортный с BBQ и телевизором.
СКУЧНО. О нет! Купание, регаты, медали и призы, новые места, новые города, новые люди, ресторанчики у воды, неизведанные острова, проверка вашего характера и сил, плюс стихия моря, природы, рассветы-закаты. И это все сами, по вашему желанию, когда хотите. ХОтите - катаетесь пассажиром с проссеко на борту яхты, хотите - стоите за штурвалом и боритесь с волной, хотите выигрываете свою первую парусную регату или бродите по неизвестным тропам и стоите в уединенных бухтах. Варианты приложения своих сил - очень много, скучно не будет
А КАК ЖЕ МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ? В Ближайшем Подмосковье, на наших лодках - не укачивает, здесь просто нет волны. Далекие походы на море в зарубежье планируются в сезон, хорошую погоду, малыми расстояниями. Нет, ну если Вы отправитесь сразу на мыс Горн с 8-ми метровой волной, то гарантируем - укачает. А по Греции, Черногории, Турции летом шансов укачаться у вас немного. Еще хорошая новость, что морская болезнь - вопрос привычки, чем больше выходите на яхте, тем меньше она Вас беспокоит.
ОПАСНО. Современные килевые яхты не переворачиваются, напичканы всеми возможными средствами безопасности (спасплоты, радиобуи, спасательные жилеты, различные gps маячки). Да и по статистике летать самолетами и ездить автомобилями гораздо опаснее яхт. Вспомним, что кораблестроению более 5000 лет, в отличии от авиации и машиностроения, так что яхтинг обезопасили уже со всех сторон. На наших яхтах мы всегда выходим в спасательных жилетах, и да, в клубе за Вами всегда присматривают.
НЕ УВЕРЕН МОЕ ЛИ. Чтобы понять - нужно попробовать. Единственное не впадайте в крайности - двухнедельный переход Канары - Балеары где нибудь в мае - это 100% вариант получить отвращение к яхтингу на всю оставшуюся жизнь. Выбирая свой первый недельный поход на яхте руководствуйтесь принципами: короткие переходы, возможность сойти на берег; профессионал-капитан на борту; хорошая "не убитая" лодка; сезон, хорошая погода; хорошая компания. Можно пойти менее рискованным и не затратным путем: выйти на пару часов в окрестностях вашего города на яхте. К примеру, можно летом записаться в Спортлфоте на пробный выход по субботам на яхте в Подмосковье. Реальная возможность увидеть все своими глазами, выйти на воду на яхте, постоять за штурвалом и поработать самостоятельно с парусами. Наши яхты SB20 рассчитаны на 3 человека плюс инструктор.
Попробовал, куда дальше?
Учиться, без этого никак. Все яхтсмены говорят на "птичьем языке" и если вы хотите быть своим среди "чужих", нужно осваивать азы яхтинга либо в яхтенной школе, либо в хорошем экипаже. В яхтинге тоже есть своя иерархия: от начального (матрос, юнга, расторопный малый), продвинутого (страпом, завхоз, всезнающий гуру), до высшего уровня (капитан, яхтмастер и, вообще, небожитель). Не обязательно сразу рваться в капитаны, тратить деньги, время, нервы, чтобы прийти к осознанию, что нет желания брать на себя ответственность за людей и дорогую яхту. Начинайте с начала, идите постепенно, ищите, что вам нравится. Есть масса примеров когда новоиспеченные капитаны с удовольствием уходят в матросы и к управлению всем совсем не стремятся. Яхтинг – это хобби и удовольствие от жизни, наслаждайтесь процессом.
Вот пару вариантов развития событий:
Можно стать "вечным матросом", незаменимыми, расторопными. Всегда получится найти место на яхте друга, поучаствовать в парусных соревнованиях, быть полезными в дальнем походе. Никакой ответственности, только паруса, ветер и свобода! Курс "Компетентного члена экипажа/Матроса" или любая практика на яхте - вот ваша цель.
Другой вариант, каждые выходные проводить на яхтах в Подмосковье или РФ, участвовать в гонках как капитан малой яхты, быть старшим помощником и рулевым в далеких яхтенный вояжах. Курс рулевого поможет освоить навыки управления яхтой, научит руководить небольшой командой в условиях дневного плавания и Вас точно затянет в гоночный яхтинг. Для таких кратковременных выходов отлично подойдут российские яхтенные права ВФПС и курс "Рулевого спортивной яхты"
Если Ваша мечта стать яхтовладельцем, примерить на себя капитанскую фуражку и управлять большой 50-футовой парусной яхтой (своей или арендованной), вам на курсы шкиперов. В этом случае нужно будет серьезно поучиться и главное много, МНОГО, практиковаться до первого самостоятельно плавания. Курс Капитана (в англ. терминологии Шкипер) включает в себя тонны информации: терминология, маневры, основы навигации, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, умение привести яхту из порта в порт, метеорология, расхождения судов, и еще тысячу подпунктов.
Куда пойти учиться яхтингу?
Где учиться и документы (права) какой школы Вам нужны, зависит от того где Вы планируете ходить (моряки не говорят плавать) на парусной яхте. Если Вы хотели гоняться и выходить на яхте в РФ, с возможностью взять в аренду яхту за рубежом, то Ваша Школа ВФПС. Если цель Ваша брать яхту в аренду (чартер) только за рубежом как капитан, то Вам нужны права известных в мире парусных школ таких как RYA или IYT.
Напомним, что не так важно какой школы у вас лицензия или сертификат, гораздо ценнее есть ли у вас все необходимые знания и навыки для безопасного выхода на воду. Как говорят опытные яхтсмены: "отойти от берега хватит диплома, а вот чтобы вернуться к причалу нужны знания". Не стоит стремиться пройти обучение в кратчайшие сроки. Для грамотного и безопасного управления яхтой нужно пройти теорию в классе, и получить навыки управления на практике в море. Все что вы пропустили в школе, Вас догонит на воде, без права на ошибку и второй шанс.
А как обучение устроено в Спортфлоте?
Школа Спортфлот работает с 2016 года. Наш девиз - "Море рядом!" Так как мы владеем флотом собственных яхт SB20 в Подмосковье и Севастополе, то теория у нас рядом с практикой. Все лето есть возможность каждые выходные проводить в Подмосковье на яхтах в школе обучения. Разработаны летние практические программы для тех кто не любит парту и книги. Есть вдумчивые модульные курсы Курс рулевого и Шкиперский с выдачей прав IYT и ВФПС, где можно начать обучение со своего уровня. При этом, помимо школы весь сезон проходят клубные и городские регаты, семинары, можно взять просто яхту в аренду, чтобы покатать друзей. Подробнее можно посмотреть здесь
А дальше?
А дальше Вас скорее всего засосет и не отпустит, потому что море - это увлечение навсегда. Наслаждайтесь жизнью, дышите полной грудью, в море нет повседневных забот и печалей. Это другой мир, который вполне Вам по плечу, так что до встречи на воде!