Парадоксально, но, несмотря на внешнюю хрупкость и уязвимость, у маленького парусника больше шансов пережить шторм, чем у большого моторного судна. Все зависит от опыта капитана, технического состояния парусной яхты, слаженности экипажа, подготовки и, конечно, удачи.
Опытный капитан подтвердит: если есть возможность избежать шторма - лучше выбрать этот вариант. Заранее проверить прогноз, переждать в марине. Но ситуации возникают разные, да и условия в некоторых регионах для плавания на яхтах могут быть суровые. Например, выше риск попасть в шторм в западной части Атлантики, в районе Новой Англии и Бермудских островов, Флориды и Карибов. В любом случае, важно сохранять спокойствие и знать, как действовать.
Что делать, если яхта попала в шторм?
Если уже очевидно, что придется идти под парусом в шторм, действовать нужно оперативно и без паники. Обычно, благодаря прогнозу и наблюдению за обстановкой, можно заранее узнать о приближении шторма.
До того, как придет сильный порыв ветра и большая волна, вам нужно успеть сделать очень много, а время ограничено. Самое главное, как капитан, вы должны сохранять спокойствие и хладнокровие. Если вы находитесь на лодке в качестве матроса, четко соблюдайте команды и ответственно отнеситесь Подготовка к штормованию судна.
Взаимодействие с экипажем:
- Проанализируйте ситуацию, оцените состояние яхты, прогноз погоды, уровень подготовки экипажа, чтобы выбрать правильную тактику штормования.
- Проведите инструктаж, распределите обязанности, чтобы все действовали быстро и слаженно. Члены экипажа должны понимать, что происходит и что каждый из них должен делать.
- Попросите всех надеть непромокаемую одежду и спасательные жилеты. Приготовьте страховочные пояса для тех, кто будет работать на палубе. Если нужно, заранее объясните, как правильно пристегиваться.
- Предложите заранее принять средства от укачивания тем, кто страдает морской болезнью.
- Убедитесь, что все помнят, где лежат сигнальные огни, огнетушители и аптечка.
- Поручите заранее позаботиться о питании и напитках. Неизвестно, как долго придется бороться со штормом, а силы понадобятся. Готовить еду на парусной яхте в шторм - задача трудновыполнимая, так что лучше сделать это, пока позволяют условия. Можно распределить порционные пайки с закусками. Если есть время и свободные повара - пусть приготовят горячую пищу и разольют по термосам и термокружкам.
Подготовка яхты внтури к шторму:
- Проверьте, чтобы все иллюминаторы и люки на лодке были герметично задраены, а двери закрыты.
- Отметьте текущие координаты яхты на карте, курс, заполните судовой журнал.
- Подготовьте плавучий якорь, ремнабор, фальшвеера и grab bag так, чтобы их можно было легко достать в любой нужный момент.
- Все вещи, предметы, продукты должны быть убраны по местам и надежно закреплены. Особенно бьющиеся и тяжелые предметы.
- Посмотрите, чтобы ходовые огни, якорный и топовый огонь исправно работали.
- Упакуйте спички в пакет или полиэтиленовую пленку.
- Заранее положите белые сигнальные ракеты в непромокаемую сумку или пакет. Они могут понадобиться, если придется предупреждать в темноте другое судно о сближении.
- Если в каюты попадают брызги или вода - покройте койки какой-нибудь клеенкой или хотя бы переверните матрасы, чтобы не пришлось спать на мокром.
- Закройте все внешние отверстия (кингстоуны туалета, раковин)
- Убедитесь, что трюмная помпа для откачки воды работает.
Действия на палубе:
- Проследите, чтобы все на палубе было надежно зафиксировано, в том числе якорь, тузик, трап, плот.
- Поставьте штормовые паруса или заведите рифы пока ветер не усилился. Не нужно ждать ураганного ветра, чтобы в состоянии аврала менять паруса.
- Сливные отверстия кокпита должны быть открыты.
- Проверьте, чтобы никакие лишние предметы, включая инструменты, не валялись на палубе.
- Надежно захлопните все ящики кокпита, а все самое необходимое держите под рукой.
- Заранее подготовьте плавучие якоря и буксировочные тросы, чтобы не тратить потом на это время.
Чем тщательнее вы подготовитесь, тем проще будет управлять судном в шторм.
Школа яхтинга SportFlot ждет вас! Опытные инструктора помогут с легкостью пройти путь от новичка до яхтенного капитана, откроют для вас неизведанный мир регат и путешествий на воде.
Советы капитану парусной яхты в шторм
Для парусника в шторм существует несколько основных опасностей, которые требуется предотвратить.
Безопасность экипажа стоит на первом месте. Как подтверждают трагические случаи, шанс спасти человека за бортом в море во время шторма, при высокой волне, тем более в темноте, - минимален. Даже если привлечь спасательные службы и вертолет. Лодка в шторм - не место для геройства. Берегите силы экипажа, избегайте лишних рисков.
Яхта может получить повреждения и даже перевернуться. Однако конструкция парусника, благодаря тяжелому килю, позволяет принять прежнее положение. Ваша задача - сделать так, чтобы уцелели хотя бы корпус, рангоут и рулевое устройство. Это позволит управлять судном. Не стоит полностью полагаться на автопилот и двигатель, так как в самый неподходящий момент они могут отказать.
Возьмите на заметку несколько советов:
- При шторме старайтесь идти курсом бейдевинд.
При бакштаге в сильный ветер больше риск сделать непредвиденный поворот фордевинд и потерять управление.
- Вовремя уменьшите площадь парусов.
Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, к тому же не потеряете в скорости. Достаточно убрать грот и идти на одном стакселе, взяв рифы, то есть, убрав частично паруса.
Три признака, когда точно пора брать рифы:
- рулевой с трудом справляется со штурвалом, нос яхты разворачивается круче к ветру;
- судно идет под креном больше 30 градусов;
- подветренный борт касается воды;
- лодка все чаще сильно ударяется об воду.
- «Обрабатывайте» волну.
Старайтесь приводиться к обрушившемуся гребню так, чтобы вам удавалось подниматься и спускаться с его склона максимально плавно.
- Ищите убежище.
Продумайте, где сможете укрыться и переждать шторм, если берег близко.
- Старайтесь держаться подальше от берега.
В случае неприятностей у вас должно оставаться пространство для маневрирования. Особенно это актуально, если ветер сносит парусник к суше.
Тактика штормования
Для того, чтобы без потерь пережить шторм на парусной яхте, стоит использовать штормовые тактики, проверенные временем и другими капитанами. Действовать стоит последовательно, используя следующие маневры, исходя из того, насколько ухудшаются условия.
- Обезветривание парусов
То, что вы должны сделать еще до того, как вас настигнет шторм. Для этого нужно зарифить полностью грот и сократить площадь стакселя. Яхта будет продолжать идти вперед.
- Дрейф под парусами
Один из популярных способов штормования судна, но актуальный до тех пор, пока ситуация не выходит из-под контроля. Судно будет смещаться от своего курса под влиянием ветра, волны или течения.
- Дрейф под рангоутом
Для выполнения этого маневра нужно убрать все паруса и закрепить штурвал.
- Фордевинд под рангоутом
Необходим, если требуется вернуться на нужный курс. Для этого используется штормовой стаксель.
- Плавучий якорь
Конструкция, похожая на вытянутый парашют, позволяет замедлить ход парусной яхты в шторм. Стоит применять его, когда шторм достигает 10 баллов по шкале Бофорта.
Даже опытным капитанам бывает непросто справиться со штормом, ведь стихия непредсказуема. Но чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваши шансы. Если вы хотите уверенно действовать на парусной лодке при любых погодных условиях, приглашаем в нашу яхтенную школу SportFlot.