Ночные вахты, открытое море, дух свободы и морских приключений, но в рамках точно поставленной задачи, — все это перегон. Для одних это возможность получить больше опыта и набрать морские мили, для других — время «вне зоны доступа», когда можно подумать о своем, вдохновиться стихией. А для кого-то яхтенный перегон становится рутиной. Рассказываем подробнее, какие бывают перегоны, что брать с собой, и о чем стоит знать прежде, чем ввязаться в такой поход.
Что такое яхтенный перегон?
Во время перегона требуется доставить яхту в целости и сохранности из одного пункта назначения в другой. Причем чем быстрее, тем лучше. Часто трансфер яхты в более суровых условиях помогает выявить какие-то поломки и недоработки. Так что порой задача капитана — еще и протестировать яхту во время перегона и составить отчет.
Когда требуется перегон яхты?
Есть несколько основных случаев, когда требуется перегон яхты.
- Трансфер one way
- Покупка яхты
- Смена стоянки
- Сезонные перегоны
Обычно это короткие переходы в один конец на 2-3 дня, когда нужно доставить яхту с основной базы в тот порт, где ее арендовал клиент, или наоборот. Например, в Турции это могут быть небольшие перегоны из Мармариса в Фетхие или Геджек, в том числе во время регат, когда нужно собрать флот в одном месте. Конечно, для практики это капля в море, но лучше, чем сидеть на берегу. Зато это возможность показать себя, ближе познакомиться с капитаном, который может потом позвать в более серьезный поход под парусом.
Это может быть как подержанная лодка, так и яхта, только что выпущенная верфью. Не важно, в какой точке она находится, важно, где ее планирует держать новый хозяин. Далеко не всегда у владельца есть время, желание и достаточный опыт, чтобы перегнать свою яхту. Для этого он нанимает профессиональную команду во главе с капитаном.
Случается, что хозяева яхты переезжают и хотят перегнать лодку в марину поближе к новому дому. Или, например, чартерная компания вынуждена покинуть насиженное место и перегоняет весь флот на новую базу, возможно, даже в другую страну.
У яхт тоже бывает сезон миграции. Например, когда заканчивается сезон на Средиземном море, яхты на зиму могут перегонять на Карибы. Для этого команде придется пересечь Атлантический океан. В Испании чартерный флот могут перемещать с одних островов на другие, учитывая меняющиеся погодные условия. У чартерных компаний могут быть интересные предложения для шкиперов по специальным ценам. По сути, компания может не только сэкономить на трансфере яхты, но еще и заработать. А капитаны, для кого перегоны пока не стали оплачиваемой работой, охотно соглашаются на такие походы ради опыта, практики и морской романтики.
Какие навыки помогает развить яхтенный перегон?
Ради чего многие рвутся попасть в экипаж на перегон?
- Морские мили
- Офшорный опыт
- Планирование
- Принятие решений
- Метеорология в действии
- Работа в команде
- Технические вопросы
Многие яхтсмены стремятся записать больше миль в свой логбук далеко не ради спортивного интереса. Для перехода на более высокий уровень каждому шкиперу нужно пройти определенное количество миль. Например, чтобы получить сертификат IYT «Yachtmaster Offshore», нужно иметь 3000 подтвержденных морских миль, а также 30 часов несения ночной вахты.
За один перегон в среднем можно пройти 1000 морских миль, а то и больше. Так что это отличная практика, которую получаешь в сжатые сроки. Идеально для тех, у кого вечно в жизни не хватает свободного времени.
Часто во время перегона яхта идет по открытому морю, а берег остается где-то вдалеке. Это позволяет почувствовать всю романтику и свободу хождения под парусом. А также учит рассчитывать исключительно на себя. Во время круизов такие ощущения получишь редко.
Перегон — отличная возможность применить знания, полученные в парусной школе, на практике. Нужно заранее продумать маршрут, проверить прогноз погоды, закупить в нужных количествах воду и провизию.
Во время перегона яхты постоянно приходится принимать сложные и не очень решения. Это может быть связано с погодой, с состоянием экипажа, техническими проблемами или какими-то формальностями. Даже если принимать финальные решения будете не вы, а капитан, это тоже ценный опыт. Причем позже этот навык может пригодиться и в обычной жизни.
Во время вахт вы на практике поймете то, что пытались понять в теории. Как меняются на глазах воздушные массы, как усиливается ветер, как поднимаются волны… И чем больше часов вы проводите в море, тем сильнее вы начинаете его чувствовать и предвидеть какие-то изменения.
В перегоне очень многое зависит от слаженной работы экипажа. Пассажиров на борту нет, капитан распределяет вахты между всеми участниками. У каждого человека могут быть свои амбиции, характер, принципы и привычки. Все это придется принимать и учиться тому, чтобы уважать личное пространство, разделять друг с другом и трудности, и приятные моменты. И все для того, чтобы перегон прошел успешно и безболезненно для всех.
Во время перегона яхта подвергается большим нагрузкам, что может выявить какие-то поломки или недоработки. Причем это может произойти и на старой лодке, и на той, что только выпустили с верфи. Не исключено, что вам придется заниматься мелким ремонтом, оперативно искать решения технических проблем, заново вязать узлы и устанавливать такелаж.
Очень большую роль во время перегона играет капитан. К сожалению, не редки случаи, когда после первого перехода экипаж сходит на берег, забыв даже про деньги, лишь бы не терпеть неадекватного шкипера. Так что важно внимательно выбирать, с кем вы собираетесь идти на яхте. Иначе единственный навык, который вы получите при неудачном раскладе — выживаемость.
Жизнь на яхте до и во время перегона
Перегон, как и любой выход на яхте, требует тщательно планирования, но имеет свои особенности. Как все происходит в реальности?
- Бюджет
- Техническое состояние яхты
- Закупка перед перегоном
- Навигатор
- Подготовка экипажа
- Перегон
Заранее нужно понимать и договариваться с заказчиком, какие будут затраты на перегон. Для этого рассчитывается маршрут, расход топлива, стоимость стоянок, закупка провизии, оформление документов, оплата экипажа и прочие расходы.
Капитан или другое ответственное лицо должен проверить, насколько яхта готова к перегону. Тем более если предстоит переход через океан. Важно протестировать яхту до начала путешествия, понять, чего не хватает, нужен ли ремонт. Причем с новой лодкой может возникнуть даже больше вопросов, ведь на ней еще никто не ходил.
Согласно списку закупается провиант и пресная вода, инструменты и запасные части такелажа, бумажные карты и лоции.
Еще до выхода, пока есть стабильный доступ к интернету, загружаются все необходимые карты и приложения, в том числе те, где можно посмотреть прогнозы погоды.
Капитан решает, у кого какие будут роли, каким образом будет распределяться время вахт, назначает, при желании, старшего помощника. Обычно вахты делают по 4 часа, чтобы экипаж успевал восстанавливаться. Вахту несут по двое. Один человек стоит на штурвале, следит за ситуацией в море, а второй ему помогает. Он может сварить кофе, подать вещи, развлекать разговорами или подменить за рулем лодки.
После старта из марины яхта может двигаться практически нон-стоп. Капитан придерживается намеченного плана, ведет судовой журнал, отчитывается владельцу о текущей обстановке и продвижении лодки, оперативно реагирует на непредвиденные ситуации и поломки.
К каким условиям нужно быть готовым?
В любой перегон стоит идти, только если у вас уже есть хотя бы минимальный опыт нахождения в море. И даже если вы считаете себя яхтсменом, придется отбросить иллюзии. Перегон — это не круиз, и не какая-нибудь любительская регата. Это работа. Пусть и не всегда оплачиваемая, так как договоренности бывают разные.
Конечно, сложность перегона зависит от маршрута, но в любом случае такой поход на яхте всегда полон испытаний и неожиданностей. Например, именно на период перегона может прийтись шторм, и придется ждать «погодное окно».
- Непредсказуемость
- Отсутствие связи
- Изолированность
- Физические нагрузки
- Морская болезнь
- Конфликты
Из-за погодных условий или поломок планы могут поменяться, и ваше возвращение на берег может отложиться на несколько дней. Штормящему морю все равно, если вы опаздываете на самолет или на важную встречу. Так что рассчитывайте свое время с запасом
Мы привыкли, что в любую секунду можно спросить что-то у гугла или отправить сообщение близким. Но далеко не всегда в открытом море может ловить интернет и мобильная связь. Предупредите тех, для кого это важно. Но в такой оторванности от цивилизации можно поймать свой дзен.
Во время перегона в порт стараются заходить только в случае особой необходимости. Например, пополнить запасы еды и топлива. Это экономит не только время, но и деньги на стоянки. Так что продолжительное время вы будете находиться в море, вдали от берега, на лодке с одними и теми же людьми.
Яхта автономна, во время перегона экипаж обеспечивает себя полностью сам. Это значит, что вам придется не только нести вахты, но и готовить еду, участвовать в закупках, устранять технические неполадки. Если не повезет с погодой, времени на сон будет оставаться мало. Во время долгого перехода постоянный недосып и усталость будут сказываться на организме. Так что хорошая физическая форма и стрессоустойчивость участника перегона — всегда плюс.
От этого не застрахованы даже опытные яхтсмены. Следуйте общеизвестным рекомендациям: проводите больше времени на воздухе, а не внутри яхты, смотрите на горизонт, а не в телефон, держите под рукой имбирные и мятные леденцы, используйте специальные браслеты и таблетки от укачивания.
На борту могут оказаться разные люди, чьи привычки, взгляды могут не совпадать. Замкнутое пространство лодки и сложности по время перехода обостряют эмоции, в том числе и негативные. Настраивайтесь на спокойную волну. Умение взаимодействовать с командой — это тоже опыт.
Что взять с собой в перегон?
К сборам в перегон стоит отнестись особенно внимательно. Пространство в перегоне еще более ограничено, поэтому важно брать только самое необходимое.
- Подходящая одежда на разные случаи
- Яхтенные аксессуары
- Термокружка
- Зарядные устройства
- Налобный фонарь
- Книги и фильмы
- Лекарства и витамины
Учитывайте, что одежда может испачкаться или промокнуть, а стирать и сушить будет некогда и негде. Берите только практичные вещи, которые точно будете носить на яхте.
Перчатки, очки на шнурке, головной убор с прищепкой или бандана придутся кстати.
Одна из самых удобных вещей на борту. Вы оцените это, когда будете стоять на вахте, а у вас под рукой окажется горячий чай или кофе.
Берите дополнительные аккумуляторы для зарядки телефонов и других гаджетов на случай, если будут перебои с электричеством.
В темноте этот небольшой прибор может вам пригодиться, особенно при швартовках и постановке на якорь.
Перегоны могут быть длительными и утомительными, а вглядываться в горизонт или общаться с экипажем в какой-то момент станет скучно.
Берите с собой все, чем пользуетесь на берегу. На яхте, конечно, обычно есть аптечка, но в ней может не оказаться нужных вам средств.
На всякий случай лучше упакуйте все в непромокаемые сумки, а для гаджетов обзаведитесь специальными чехлами.
Из чего складывается стоимость перегона?
И наемному капитану, и владельцу важно понимать, во сколько обойдется перегон яхты. Самое главное, договариваться обо всем на берегу и фиксировать все условия в письменном виде.
- Услуги капитана
- Работа экипажа
- Техническое оснащение яхты
- Оформление документов
- Стоянки в маринах
- Топливо
Есть разные способы, как оценить работу капитана, кто будет перегонять яхту. Кто-то оценивает по милям, и тогда финальная стоимость зависит от пройденного расстояния. Другие считают каждый свой рабочий день, даже если пришлось провести его в порту из-за погодных условий. А кто-то договаривается о фиксированной стоимости за перегон, без привязки к милям или дням, проведенным в море.
Часто капитан нанимает за деньги одного более опытного помощника, а остальные члены экипажа присоединяются ради опыта и морской романтики. Кому-то оплачивают еду и транспортные расходы, а кто-то готов еще и доплатить сам, чтобы присоединиться к такому походу.
Все зависит от состояния купленной лодки. Иногда достаточно заменить веревки и купить новую посуду, а в запущенных случаях может потребоваться ремонт двигателя и покупка новых парусов.
Сюда входит открытие и закрытие границ, страховка, оформление транзитлога, иногда получение виз и специальных разрешений.
При перегоне стараются реже заходить в порты, в том числе из соображений экономии. Но порой приходится останавливаться в маринах, например, чтобы пополнить запасы воды или переждать шторм.
У каждого судна есть определенный расход топлива, так что можно заранее посчитать хотя бы примерно, сколько уйдет на заправку. Если яхта парусная, дует удобный ветер, стараются идти под парусом. Так часто получается быстрее и экономичнее.
Как попасть в яхтенный перегон
Для начала стоит пройти обучение в парусной школе, хотя бы на матроса. Человека с минимальным опытом и знаниями возьмут в перегон охотнее, чем новичка. К тому же это расширит ваш круг общения.
Больше разговаривайте и знакомьтесь с другими яхтсменами, участвуйте в мероприятиях, подпишитесь на яхтенные группы, где периодически ищут команду для подобных походов. Обязательно пользуйтесь рекомендациями, чтобы не попасть в неприятные ситуации и не столкнуться с нелегальными «черными чартерами».
При грамотном подходе перегоны могут стать не только морским приключением, полным романтики и ярких впечатлений, но и, возможно, со временем трансформируются в работу вашей мечты.